Меню Закрыть

Архитектор мельников работы – 14 знаменитых построек архитектора Константина Мельникова :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Содержание

14 знаменитых построек архитектора Константина Мельникова :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Практически все реализованные творения «советского Гауди» — архитектора Константина Мельникова — находятся в Москве.

Мельников — гений архитектуры, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. Он смог опередить свое время на 50 лет. Это русский Гауди, представивший гениальные вещи в обществе, в котором было запрещено воображать, — так о нем отозвались архитекторы разных эпох, поколений и стран.

Судьба построенных зданий, как и самого архитектора-авангардиста, очень сложная, если не сказать во многом трагичная. Проект «РБК-Недвижимость» предлагает посмотреть, что представляют 14 выдающихся проектов Константина Мельникова. Среди них павильон «Махорка», саркофаг Ленина, клубы и гаражи, здание рынка и, конечно, знаменитый собственный дом — предмет долголетних судебных споров между наследниками, а теперь причина скандала между внучкой и недавно созданным госмузеем Константина и Виктора Мельникова.

О современных «плясках» вокруг наследия архитектора «РБК-Недвижимость» дополнительно расскажет в следующем материале.

Павильон «Махорка»

Первый проект Мельникова — рабочий поселок — был реализован на территории ЗиЛа в абсолютно классических формах, а первая постройка, благодаря которой архитектор стал известен, — в 1923г. в рамках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории нынешнего парка им. Горького и Нескучного сада.

Архитектор Иван Жолтовский занимался разработкой генплана выставки, Алексей Щусев был главным архитектором. Они-то и собрали самых разных архитекторов — именитых и молодых, среди которых был Константин Мельников, представивший на выставке павильон табачной промышленности «Махорка» — деревянный, с винтовой лестницей. В отличие от пожеланий заказчика цикл производственных работ был организован по вертикали. Павильон впервые представлял новаторские принципы архитектора-авангардиста. В то время Мельникову было 23 года. И это стало первым проектом, давшим, по сути, путевку в мир архитектуры, рассказывает первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.

Саркофаг Ленина

Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до Великой Отечественной войны в здании мавзолея, спроектированном Алексеем Щусевым.

Как пишет в своей рукописи Мельников, «архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей сказку о спящей царевне». Однако проект пришлось упростить.

Сейчас саркофаг на хранении в разобранном состоянии находится в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова в этом проекте позже его не коснулись репрессии. Но власть все же нашла способ поступить с ним в духе времени, запретив ему профессиональную деятельность.

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке

Константин Мельников спроектировал и построил экспериментальный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10, в 1927-1929гг. Прорыв в видении пространства и реализации эксперимента связан в том числе и с тем, что здесь проектировщиком и заказчиком являлось одно лицо —  сам архитектор.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look

В настоящее время между собственниками дома ведутся имущественные споры

Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру «8». Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра.

Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. По словам заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизаветы Лихачевой, Виктор Мельников (сын Константина Мельникова) в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в Вахтанговский театр немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом «подпрыгнул» и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.

Во время Великой Отечественной войны были сожжены необычные кровати — дом надо было отапливать, а дров не было. В это время Константин Мельников сложил свою знаменитую супрематическую печь и выживал за счет того, что соседям на Арбате строил печи-голландки.

Дальнейшая судьба мемориальной обстановки дома складывалась не только под влиянием Константина Мельникова, но и его сына Виктора, художника. В доме проведены две реставрации — в 1970-х и в 1990-х годах. Впрочем, у некоторых экспертов проведенные работы вызывают нарекания, но о качестве можно будет судить только после проведения нового научного исследования состояния дома и фундамента. В итоге, согласно завещанию Виктора Мельникова, дом должен стать государственным музеем отца и сына Мельниковых.

Клуб «Каучук» в Хамовниках

Объект культурного наследия регионального значения «Клуб завода «Каучук» построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.

Фото: wiki / NVO

Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.

Клуб Дорхимзавода на Бережковской набережной

Клуб Дорогомиловского химического завода

Клуб Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавода) сооружен на территории завода на Бережковской набережной по проекту Константина Мельникова.

Основой и центром клуба выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в помещения фойе, вестибюля, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом.

Работы по реставрации клуба проводились в период с 2003-го по 2007г. К началу реставрационных работ здание представляло печальное зрелище.

Дворец культуры им. И. В. Русакова

Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look

realty.rbc.ru

Мельников Константин Степанович — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы

Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы: Клуб имени Русакова, гараж Госплана, здание конторы Ново-Сухаревского рынка, дом-мастерская самого архитектора. В 1930-е годы Мельникова критиковали за формализм, а в 1965-м ему присвоили степень доктора архитектуры без защиты диссертации.

Ученик Московского училища ваяния и зодчества

Константин Мельников родился в 1890 году в небольшом селе под Москвой. В девять лет его отдали в местную церковно-приходскую школу при Сельскохозяйственном институте. Уже тогда проявились художественные способности мальчика, поэтому после школы родители устроили его в иконописную мастерскую. Мельникову не нравилось писать иконы по строгим канонам, поэтому он проучился в мастерской меньше месяца и вернулся домой.

Константин Мельников при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчеств (МУЖВЗ). 1905. Фотография: wikipedia.org

Константин Мельников (второй справа) с семьей Владимира Чаплина (второй слева). 1904. Фотография: wikipedia.org

Константин Мельников в конце 1920-х годов. Фотография: wikipedia.org

Вскоре он устроился на работу в Торговый дом инженера Владимира Чаплина, который нанял для него учителя рисования. Через год работы и учебы Константин Мельников решил поступить в Московское училище ваяния и зодчества. Экзамены по художественным дисциплинам он сдал блестяще, но провалил русский язык. Весь следующий год Мельников усердно занимался с репетиторами — и в 1905 году был зачислен в училище.

«Мое имя стояло в числе 11 счастливчиков среди 270 претендентов. Конкуренты мои носили усы и даже бороду: возраст служения Искусству не ограничивался».

В общей сложности Константин Мельников учился 12 лет: первые пять лет он получал общее образование, четыре года изучал живопись и три года — архитектуру. В 1918 году Мельников получил диплом об окончании училища. В том же году в числе лучших выпускников он устроился в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую советскую ассоциацию архитекторов. Вместе с другими зодчими Мельников создавал план перепланировки и реконструкции столицы «Новая Москва». Первыми работами молодого архитектора стали проекты зданий Бутырского района и Ходынского поля в стиле неоклассицизма.

Классик советского авангарда

Постепенно у Константина Мельникова стал появляться собственный стиль. Он отказался от старых, изживших себя архитектурных традиций и начал искать новые конструктивные решения и пространственные формы, иную эстетическую выразительность.

Павильон махорочного синдиката «Махорка». Фотография: realty.rbc.ru

Константин Мельников у винтовой лестницы «Махорки». 1923. Фотография: wikipedia.org

Саркофаг для Мавзолея В.И. Ленина. Фотография: realty.rbc.ru

В 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке архитектор представил деревянный павильон махорочного синдиката. Концептуальное сооружение «Махорка» с открытой винтовой лестницей и большими окнами выделялось среди многочисленных выставочных построек. Это здание определило развитие авангардной архитектуры XX века и стало предтечей современных небоскребов.

«Я не собираюсь открывать законы, я не верю в их существование. Гений… преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. Меня не заботит, если я не точен к термину «новое», новое — то, что должно жить в веках; я легко беру задачу преподнести современности новое такое, которое для Архитектуры будет открытием».

В 1924 году Константин Мельников спроектировал первый саркофаг для временного мавзолея Владимира Ленина. Следующей крупной работой архитектора стал Ново-Сухаревский рынок. Мельников обустроил территорию рационально: продавцы получили постоянные места для торговли, а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда. Стихийно появившийся рынок преобразился в упорядоченную торговую площадь.

В этом же году советское правительство объявило конкурс на лучший проект павильона СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Власти придавали ей большое значение: это был первый выход страны на международную арену. Мельников предложил свой проект, и жюри признало его лучшим среди других работ. Павильон отвечал главному требованию конкурса — «резко отличался от всей существующей буржуазной архитектуры». Он представлял собой двухэтажную деревянную постройку со стеклянными стенами. Каркасное здание перерезала по диагонали открытая лестница на второй этаж, над ней было сооружено оригинальное перекрытие из перекрещивающихся деревянных плит. Эта постройка принесла Мельникову всемирную известность. Позже советский павильон много лет использовался в Париже как рабочий клуб.

«Золотая десятилетка» Мельникова

После выставки Мельников с семьей еще два года провел во Франции: по заказу парижской мэрии он спроектировал два гаража. Его заинтересовала система движения автомобилей при парковке, поэтому, вернувшись в Москву в 1927 году, он построил здесь гаражи — на Бахметьевской и Новорязанской улицах. Архитектор разработал «прямоточную систему» парковки. При ней машины ставили плотно друг к другу, что позволяло экономить пространство, но при этом они не мешали движению. Позже Мельников построил гараж для Всесоюзного акционерного общества «Интурист» и гараж Госплана СССР.

Дом культуры имени И.В. Русакова. Фотография: Bala-Kate / Фотобанк Лори

Гараж на Новорязанской. Фотография: Володина Ольга / Фотобанк Лори

Клуб обувной фабрики «Буревестник». Фотография: Moreorless / Wikipedia

В конце 1920-х архитектор получил от профсоюзов сразу несколько заказов на создание рабочих клубов. В клубе имени Ивана Русакова Мельников вынес зрительные балконы наружу так, что здание стало напоминать шестерню. Таким образом архитектор сэкономил внутреннее пространство, но сохранил функциональность помещения. В клубе обувной фабрики «Буревестник» все служебные комнаты он поместил в отдельную четырехэтажную башню в форме пятилистника. Всего по проектам Мельникова построили шесть клубов, все они отличались по форме, размеру и функциональности.

Задумки архитектора часто приходилось упрощать. Например, предполагалось, что в здании клуба «Буревестник» фойе первого этажа превратится в плавательный бассейн, но этот замысел не осуществили. Многие новаторские идеи архитектора вообще не удалось воплотить в жизнь: в стране не хватало средств, строительных материалов и квалифицированных рабочих. Некоторые творческие эксперименты так и остались проектами «бумажной архитектуры», опережающими технические возможности своего времени.

Параллельно с проектированием Мельников занимался педагогической деятельностью: он преподавал в Высших художественно-технических мастерских в Москве, а затем — в Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде.

Доктор архитектуры без защиты диссертации

В 1927 году Константин Мельников начал работать над собственным домом-мастерской. Здание представляло собой два вписанных друг в друга цилиндра в виде знака бесконечности. Фасад украшали окна-шестиугольники. Внутри не было ни одной несущей опоры: зодчий разработал особый способ кирпичной кладки — в виде пчелиных сот и потолочные перекрытия без плит и балок. Через два года дом был достроен. Он стал последней крупной работой Мельникова.

Дом-мастерская Константина Мельникова. Фотография: Антон Воронков / Фотобанк Лори

Дом-мастерская Константина Мельникова. Фотография: realty.rbc.ru

Дом-мастерская Константина Мельникова. Фотография: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори

В 1933 году на Триеннале декоративного искусства и архитектуры в Милане прошла персональная выставка Мельникова в числе лучших архитекторов мира. На Западе его считали выдающимся архитектором, а в СССР новаторские идеи не принимали и критиковали за «формализм». Позже Мельникова отстранили от работы в мастерской Моссовета и от преподавательской деятельности. В течение нескольких лет он не получал заказы, поэтому решил заняться живописью.

«Мне так казалось, весь мир лежит у моих ног, заказы в Париже, заказы в Москве… и вдруг все это рассеялось как дым. Свержение, отлучение, забвение, но может, все это и было дымом, ничего не значащим и совсем ненужным».

В 1949 году Константин Мельников впервые за долгое время получил работу: его пригласили преподавать архитектурные дисциплины в Саратовский автодорожный институт. В Саратове Мельников участвовал в нескольких конкурсах: он представил свои проекты интерьера Центрального универмага города, реконструкции площади имени Кирова, застройки поселка Вязовка Саратовской области. В тот же период он спроектировал памятник Семену Козаку, дважды Герою Советского Союза.

В 1951 году Мельникова перевели в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Через год его утвердили в звании профессора. В 1958 году архитектор перешел во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт, где преподавал до конца жизни. В 1965 году Мельникову присвоили ученую степень доктора архитектуры без защиты диссертации, а в 1972 году — почетное звание заслуженного архитектора РСФСР.

В начале 1970-х годов здоровье Мельникова ухудшилось, в 1974 году он умер. Архитектора похоронили на Введенском кладбище.

www.culture.ru

Константин Степанович Мельников — лучшие архитекторы москвы

Родился 3 августа 1890 в многодетной рабоче-крестьянской семье в Соломенной сторожке – глинобитном бараке, где жили рабочие и сторожа, недалеко от современного Петровско-Разумовского района . Отец Степан Илларионович Мельников служил десятником – старшим рабочим при Петровской лесной и земледельческой академии. Мать — крестьянка Елена Григорьевна Репкина вела патриархальное хозяйство семьи. Позднее семья переехала в деревню Лихоборы, где провел детство будущий великий архитектор.

Константин Мельников окончил четыре класса церковно-приходской школы в 1903 году и пошел учеником в иконописную мастерскую Прохорова в Марьиной Роще. Скоро родители приехали навестить его. Мальчик уехал с ними домой и больше в мастерскую не вернулся.

Он поступил в «мальчики» в строительную контору «В.Залесский и В. Чаплин». Ее совладелец Владимир Михайлович Чаплин, знаменитый теплотехник и инженер в первый же день попросил его нарисовать что-нибудь. Юный тринадцатилетний Константин весь день рисовал рельефную чугунную топку, за рисунок которой его похвалили. Чаплин нанял для него учителя рисования и помог подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1905 г.

Константин Мельников блестяще выдержал экзамены по художественным дисциплинам, позднее он вспоминал: «Мое имя стояло в числе одиннадцати счастливчиков, среди 270 претендентов». Там он последовательно закончил общеобразовательное отделение в 1910 г., живописное в 1914 г. и архитектурное в 1917 г. по совету В.М.Чаплина.

Параллельно с учебой он принимал участие в строительных проектах – в 1916-1917 гг. выполнил фасады заводоуправления, кузнечного, литейного и прессового цехов для автомобильного завода АМО (сейчас завод ЗиЛ) по заданиям строительной конторы Чаплина и Залесского.

С 1918 года работал в проектных мастерских под руководством И.В. Жолтовского (главного мастера) и А.В. Щусева (старшего мастера) среди 12 других архитекторов.

Первым собственным заданием архитектора Константина Мельникова стал проект посёлка для служащих Алексеевской психиатрической больницы.

В 1920 году он становится профессором ВХУТЕМАС — Высших художественно-технических мастерских, где возглавил «Вторую мастерскую экспериментальной архитектуры», или «Новую академию».

В 1922-1923 год стал звездным для Константина Мельникова: проект квартала Показательных домов для рабочих по Серпуховской улице и проект Дворца труда принесли заказ на проектирование павильона для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. Этот павильон «Махорка», выстроенный в дереве, шокировал заказчиков, но был горячо поддержан главным архитектором выставки А.В. Щусевым.

В феврале 1924 года Мельников выиграл почетнейший конкурс для архитектора Советской России на право создания саркофага для временного мавзолея В.И.Ленина. Комиссия правительства под председательством Ф.Э. Дзержинского приняла его проект как самый лучший. Саркофаг был построен уже летом 1924 г. к открытию временного мавзолея. После постройки каменного мавзолея саркофаг перенесли в него, где он стоял до начала войны.

В этом же году Константин Мельников спроектировал и построил павильон СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г. в Париже, что принесло ему всемирную известность. Советский павильон был повторно собран в Париже в 1926 г. и много лет использовался как рабочий клуб.

В 1926-1929 годах Константин Мельников строит большие гаражи для автобусов и грузовых автомобилей. Самый знаменитый среди них – Бахметьевский гараж. Каждая машина могла заехать или выехать передним ходом, не мешая остальным — расстановка машин пилообразными рядами называлась «прямоточной». В настоящее время Бахметьевский гараж отреставрирован и там находится центр современной культуры «Гараж».

В 1927–1929 годах им были спроектированы и построены: клуб фабрики имени Фрунзе, клубы имени И.В. Русакова, ул.Стромынка, 6, культуры химиков завода «Каучук» на ул. Плющиха, 64, клуб фабрики «Буревестник», 3-я Рыбинская ул., 17/1, клубы фабрики «Свобода», ул. Вятская, 41, и фарфоровой в подмосковном городе Ликино-Дулево. В этот же период он строит дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10.

Результатом его мировой славы и признания стала персональная триенале в Милане в 1933 г. На ней мировую архитектуру представляли признанные архитекторы Сант’ Эллиа — Италия, Ле Корбюзье, Юрс, Перре – Франция, Гропиус, Мис ван дер Роэ – Германия, Лоос, Гофман — Австрия, Дюдок – Голландия, Райт – США и Мельников – СССР.

При этом на собственную экспозицию на триенале ему поехать не дали и в СССР он не был востребован. Критики писали: «Многие работы архитектора К.С. Мельникова подвергались и подвергаются справедливой критике как проявление безыдейного новаторства, новаторства, превратившегося в самоцель, в трюкачество… Всякое беспочвенное, оторванное от реальности, индивидуалистическое фантазерство, искания чисто формалистического порядка решительно отвергаются нами».

1934-1936 гг. – возведены два гаража на Сущевском валу и Авиамоторной улице. Но Константин Мельников сделал только их фасады, сами здания созданы по типовой схеме.

Дальше критика его стиля усилилась. Он начал работать как художник и преподаватель.

В 1967 году Константину Мельникову присвоили ученую степень доктора архитектуры без защиты диссертации. В 1972 г. дали звание заслуженного архитектора России.

Последние годы жизни он уединенно жил в своем доме на Арбате. Константин Мельников умер в 84 года 28 ноября 1974 г. и похоронен на Введенском кладбище в Москве.

um.mos.ru

пять принципов архитектора • Интерьер+Дизайн

Архитектор Константин Мельников (3.08. 1890 — 28.11. 1974) — фактически единственный русский архитектор, к которому (в 43 года) пришла мировая слава вместе с персональной выставкой на Триеннале в Милане. В 1933 он оказался в одном ряду с Ле Корбюзье, Мисом ван дер Роэ, Лоосом, Райтом и другими основоположниками современной архитектуры.

По теме: Джо Понти: девять принципов архитектора

1. Функция-математика-форма. «Привожу достаточно ясные и убедительные критерии для определения достоинств зданий. Во-первых, отвечает ли проект наибольшим удобствам технологического и функционального порядка. Во-вторых, характеризуется ли он прямыми экономическими достижениями композиционного приема, которые могут быть выявлены с точностью арифметических подсчетов. Наконец, третье — дает ли он выразительную, художественную форму сооружения».

2. Рисунок вреден. «В процессе моей работы мне лично не приходится пользоваться рисунками и всякого рода набросками. Я не только не чувствую в этом потребности, но прямо считаю это излишним и даже вредным. Рисунок мешает свободному маневрированию мыслей, навязывая графически реализованное решение, даже если оно отвергнуто сознанием».

3. Не смотреть других. «Мне никогда не приходилось изучать какие-нибудь альбомы, пособия или специально заглядываться на чужие сооружения. Настоящему архитектору это совершенно не нужно, даже в том случае, когда он и ориентируется на какие-либо определенные стилевые каноны».

4. Не копировать. «…В этом квинтэссенция всякой культуры, и поэтому понятно, что любой мастер может узнать в себе «родственника» какого-нибудь классика или даже близкого современника. Иное дело «подражатель». Тот только механически копирует, создавая бледные отражения, немощные карикатуры на некогда им виденное или изученное».

5. Сопровождать проект до самого конца. «Как представить себе будущее сооружение в натуре, чтобы решить, не нуждается ли оно в каких-либо изменениях и доделках? Сколь идеально бы ни был исполнен рисунок, он никогда не удовлетворит архитектора. Еще более слабое представление о натуре дает ему модель. Поэтому я считаю обязательным участие архитектора во всех стадиях конструктивной реализации его проекта».

Павильон СССР для Всемирной выставки в Париже. 1925. Проект К. Мельникова.

Крестьянский сын, окончивший четыре класса церковно-приходской школы, Константин Мельников отлично рисовал, и владелец строительной фирмы, где он подрабатывал «мальчиком», Владимир Чаплин был настолько поражен его талантом, что нанял ему учителя, помог поступить в  училище живописи, ваяния и зодчества и далее поддерживал Мельникова вплоть до получения архитектурной профессии.

Параллельно с учебой Мельников принимал участие в строительных проектах: в 1916-1917 гг. выполнил фасады заводоуправления, цехов для завода АМО (ЗиЛ). Далее пошли павильоны и фабричные клубы, гаражи и конкурсные проекты для новой Страны Советов. 

Константин Мельников. Дом-мастерская в Кривоарбатском переулке, Москва. 1927–1929 гг.

На собственную экспозицию на миланской Триеннале ему поехать не дали: заказчика-монополиста, сталинское государство, перестало интересовать его «безыдейное новаторство». Архитектор по сути был отлучен от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом). Докторскую степень и звание заслуженного архитектора ему дали в конце 60-х — начале 70-х. 

Шестигранные вертикальные окна с разным рисунком переплетов в доме-мастерской К. Мельникова.

Убежищем и определенным спасением для Константина Мельникова стал его семейный дом — дом-мастерская в Кривоарбатском переулке, 10, построенный на собственные средства в 1927–1929 гг. Дом, который в плане имеет форму восьмерки или «бесконечности», нельзя отнести ни к одному из известных стилей. Конструкции стен и его перекрытий не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений. Внутренняя система климат-контроля и особой акустики, освещенность и колористика — все составляющие проекта вплоть до деталей являют уникальный памятник мировой архитектуры.

www.interior.ru

Дом Мельникова — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal


Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, 10, Москва

Дом архитектора Константина Степановича Мельникова, расположенный в Кривоарбатском переулке, 10, является одноквартирным жилым зданием и по праву считается самым известным образцом советского авангарда не только в стране, но и в мире.


Фото отсюда

Строился дом в период с 1927 по 1929 годы. Проект строения выполнен с использованием новаторских конструктивных архитектурных решений, продуманным устройством внутреннего объема, функциональной и эргономичной распланировкой внутренних площадей.

Идея о строительстве собственного дома-мастерской возникла у Мельникова уже в годы учебы в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества». На первых порах, когда появилась такая возможность, архитектор посчитал, что лучше купить уже готовое здание и перестроить его согласно своим видениям будущего жилища.

Об изменениях архитектурной концепции будущего дома Константина Степановича можно судить по сохранившимся в архивах документах, датированных 1916-1917 годами. В частности, там имеются планы перестройки каменного особняка в стиле неоклассики, к которой был склонен архитектор под влиянием своего учителя Ивана Владиславовича Жолтовского.

Кардинально меняется видение архитектурной составляющей собственного дома в начале 1920-х годов, когда Мельников набросал эскизы будущей постройки, но уже выполненные в новаторском стиле.

Теперь архитектор решил возвести не просто жилой дом, а дом-мастерскую, где должны были органично разместиться, в его видение, бытовая и рабочая пространственные зоны.

Первоначально дом Мельникова планировалось строить в два этажа с планировкой в виде квадрата. Форма двух сопряженных окружностей и цилиндрические стены стала окончательным вариантом в 1922 году, хотя до этого разрабатывались и овальные, и даже яйцеобразные здания.

Стоит отметить, что к началу строительства здания в Кривоарбатском переулке, дом 10 приступили в тот период, когда в стране подходила к концу эпоха НЭПа и вместо частных строений в Советском Союзе больше строили так называемые дома-коммуны.

Опустим вопрос, каким образом Мельников смог как частный застройщик получить землю под строительство индивидуального дома в самом центре столицы, хотя заслуги его тогда были весьма внушительными: это и признание его архитектурного таланта в стране и за рубежом; и участие в проектировании саркофага для мавзолея Ленина; и, к тому же, придание новострою статуса экспериментального дома для дальнейшего применения в массовом строительстве.

Начало строительства и архитектура

Утвердили проект лишь к началу лета 1927, но и в процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.

Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович. Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки. В дальнейшем, часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке, 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.

Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса. Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов (точное их количество так до сих пор и неизвестно, т.к. часть из них в процессе эксплуатации здания была заложена и к настоящему времени их осталось всего чуть более 60, причем, вместе с нишами).

Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.

Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.

Планировка дома-мастерской Мельникова и его история

Главный фасад возведенного дома выходил в Кривоарбатский переулок.

В усеченной части меньшего цилиндра был устроен единственный вход в это жилище, с двух сторон от которого располагаются большие окна обычной прямоугольной формы. На втором уровне, во всю его высоту, установлено огромное по размерам окно-экран над которым имеется надпись: «Константин Мельников Архитектор».

На боковых плоскостях переднего цилиндра находится всего несколько оконных проемов шестигранной формы.

В фасадной части другого цилиндра окон-шестигранников 57, которые своим видом образуют некий пятиярусный орнамент. Оконные переплеты имеют три разных вида, соответственно, на первом, втором и четвертом, третьем и пятом уровнях.

Внутреннее пространство дома было хорошо организовано, несмотря на его необычные формы.

На первом этаже, включающем оба цилиндра, располагались передняя (6,3 квадратных метра), столовая (17), небольшая кухня (7) с устроенной вентиляцией, санузел, ванная, две детские (по 4,5), гардеробная (11), рабочая комната для жены архитектора (5,4) и коридор (11,7).

На втором этаже находились парадная гостиная (50), единственная спальня в доме (43), причем, для всех членов семьи сразу.

На третьем этаже была устроена мастерская Мельникова (50) с выходом на террасу.

Современники по-разному оценивали это архитектурное творение: некоторые критиковали, некоторые восхищались. Но несмотря ни на что, к дому Мельникова стали часто приходить простые люди, а в гости к хозяевам заглядывали известные личности.

Так, здесь побыв

arch-heritage.livejournal.com

10 принципов архитектора от Константина Мельникова :: Статьи

Константин Мельников, прославившийся в 1920-е годы своими проектами не только в СССР, но и за рубежом, по его собственному утверждению, не любил много выступать на публике. Тем не менее, в прессе вышло немало интервью с архитектором и его личных заметок. Например, в разные годы в журнале «Архитектура СССР» публиковали такие труды Мельникова, как «Оформлением проекта», «Творческое самочувствие архитектора», «Развивать свою творческую линию». archspeech изучил тексты архитекторы и выбрал из них 10 правил, которые, на наш взгляд, могут пригодиться современным архитекторам.


Проект здания газеты «Ленинградская правда». 1924
 

1. Рисунок необязателен, а иногда и вреден


«В процессе моей работы мне лично не приходится пользоваться рисунками и всякого рода набросками. Я не только не чувствую в этом потребности, но прямо считаю это излишним и даже вредным. Рисунок мешает свободному маневрированию мыслей, навязывая графически реализованное решение, даже если оно отвергнуто сознанием. В особенности мне мешают рисунки в первоначальной стадии работы над проектом. Иное дело — всякие чисто технические, а не композиционные наброски. Те и полезны, и необходимы в работе архитектора».

2. Журналы и альбомы только мешают


«Мне никогда не приходилось изучать какие-нибудь альбомы, пособия или специально заглядываться на чужие сооружения. Настоящему архитектору это совершенно ненужно, даже в том случае, когда он и ориентируется на какие-либо определенные стилевые каноны».

3. Не всегда стоит точно следовать программе


«Архитектурное решение нередко видоизменяет несколько технико-экономические показатели зданий — и это по-своему закономерно. Когда я работал над Советским павильоном на Парижской выставке 1925 года, я выяснил, что будут экспонировать в павильоне, в каком количестве и т.п., и сделал подробные расчеты, но решения здания не находил. Потом, совершенно отвлекшись от подсказанных расчетами результатов, я неожиданно для самого себя получил искомое решение павильона. Оно даже до известной степени изменило мои первоначальные расчеты».


Разрез по зрительному залу Клуба им. Русакова. 1929
 

4. Будь подражателем, а не «подражателем»


«Существует такая степень насыщенности мастера культурой прошлых веков, при которой он совершенно непроизвольно, так сказать, органически функционируя, является подражателем стилевых традиций многих поколений. В этом квинтэссенция всякой культуры, и поэтому понятно, что любой мастер может узнать в себе „родственника“ какого-нибудь классика или даже близкого современника. Иное дело „подражатель“. Тот только механически копирует, создавая бледные отражения, немощные карикатуры на некогда им видено или изученное».

5. Необходимо участвовать во всех стадиях проекта


«Как представить себе будущее сооружение в натуре, чтобы решить, не нуждается ли оно в каких-либо изменениях и доделках? Сколь идеально бы ни был исполнен рисунок, он никогда не удовлетворит архитектора. Еще более слабое представление о натуре дает ему модель. Поэтому я считаю обязательным участие архитектора во всех стадиях конструктивной реализации его проекта».

6. Ключевую роль играет заказчик


«Абсолютно правильным будет сказать, что единственной гарантией от излишних переделок является полная продуманность заказчиком задания в целом и во всех его частях и тщательная работа над его решением».


Проект здания Наркомтяжпрома. 1934
 

7. Команда должна мыслить схожим образом


«Помощник архитектора может играть роль не только чисто технического сотрудника, но все же основные его задачи — разработка отдельных деталей, расчеты и т.п. Очень часто помощник, даже улучшая отдельные композиционные детали проекта, может извратить основной замысел архитектора. Требуется особая конгениальность помощника, для того чтобы обеспечить совместную творческую работу с архитектором».

8. Архитектор всему голова


«Я не боюсь прослыть еретиком, заявляя уже сейчас, что роль живописца и скульптора в композиционном оформлении сооружений несколько подчиненная. Архитектор обязан понять задание заказчика, найдя для него наиболее целесообразное архитектурное решение. Также обязаны художник и скульптор считаться с проектом архитектора, понять его, давая свое живописное или скульптурное оформление отдельным частям композиции».

9. Строитель строит, архитектор проектирует


«Знаю, что среди архитекторов существует такая точка зрения, по которой в области производства строительных материалов и конструкций нам должно быть отведено чуть ли не место руководящее. Я не уверен, что это правильная точка зрения. Сама строительная индустрия, исходя из экономических и технических возможностей и учитывая потребности нашего строительства, должна изготовлять и выпускать на рынок в массовом масштабе необходимые стандарты стройматериалов и конструкций. Архитектор должен только умело и художественно целесообразно их использовать».


Проект павильона СССР на ЭКСПО в Нью-Йорке. 1962

10. Достоинства здания определяют всего три критерия


«Привожу достаточно ясные и убедительные критерии для определения достоинств зданий. Во-первых, отвечает ли проект наибольшим удобствам технологического и функционального порядка. Во-вторых, характеризуется ли он прямыми экономическими достижениями композиционного приема, которые могут быть выявлены с точностью арифметических подсчетов. Наконец, третье — дает ли он выразительную, художественную форму сооружения».

Все материалы archspeech о Константине Мельникове


Проект музея архитектора от CITIZENSTUDIO

Онлайн-трансляция с экускурсии по постройкам архитектора

При подготовке публикации использованы материалы книг «Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика» (А.А. Стригалева, И.В. Коккинаки. Изд. Искусство, 1985, М.) и «Melnikov: Solo Architect in a Mass Society» (Frederick S. Starr. Princeton University Press, 1981).

Изображения © Музей аритектуры им. А.В. Щусева

archspeech.com

5 известных работ архитектора Константина Мельникова

Даже те, кто не очень силен в истории архитектуры, визуально знают «тот самый» круглый дом с ромбовидными окошками. Необычный, причудливый фасад дома уютно затерян среди более высоких и «квадратных» построек Арбата, словно космический пришелец среди землян. Сейчас здесь расположен музей, а в 60-е годы в доме, построенном специально для себя, жил и работал великий архитектор Константин Мельников, имя которого на Западе, как ни печально, известно значительно больше, чем у нас.

Один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923—1933 годах, будучи уже в 1930-е годы признанным во всем мире как «великий русский архитектор» современности, у себя на родине, к сожалению, так просто принят не был.

Для Советского Союза его творческая концепция была излишне вызывающей и «прозападной», противоречила господствовавшим неоклассицизму и сталинскому ампиру. Непонятый вождями, талантливый мастер был фактически отлучен от профессии. Заказов ему не делали, его проекты игнорировались. Талант простаивал, приходилось ограничиваться преподаванием. Последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом, а умер Константин Степанович в 1974 году. Страшно представить, сколько замыслов ему не суждено было реализовать за эти годы!

Почести, как и для большинства непризнанных великих, пришли уже после смерти творца, хотя на Западе имя Мельникова уже тогда стояло в одном ряду с такими ведущими авангардистами мира, как Корбюзье, Райт, Перре. Да и сейчас советская архитектура у многих западных экспертов ассоциируется именно с его именем, как с главным символом. У нас же о нем заговорили, когда в 1990 году, в честь столетнего юбилея архитектора, ЮНЕСКО объявило этот год годом Константина Мельникова. Затем, в 2001 уже году, опросы членов Российской академии архитектуры и строительных наук выявили первое место Мельникова среди выдающихся отечественных архитекторов XX века (и третье — в мировом списке).

Возможно, судьба сложилась бы иначе, если бы Мельников отказался от выбранного им направления, стал более «классическим», ведь в самом начале своего творческого пути он обучался академической архитектуре, ассистировал при строительстве завода ЗИЛа, выполненном в духе неоклассицизма. Но архитектор оставался верен себе и своему неординарному стилю до последнего дня.

Вся его жизнь, с детства, проведенного среди природы академических владений Петровской лесной и земледельческой академии (сейчас — Российский государственный аграрный университет), где его отец служил на строительстве, а затем в домике в Лихоборах, и до смерти в своем доме на Арбате – была пронизана искусством и поисками стиля. Устроенное родителями вхождение ребенка в семью известного инженера и преподавателя В.Чаплина, ставшего Учителем и другом, поступление 15-летним в Московское училище ваяния и зодчества в 1905 году — определили последующие 12 лет. Общее образование (1910), затем отделения живописи (1914) и архитектуры (1917), женитьба, помощь на различных постройках московских архитекторов, в основном по заданиям фирмы «В. Залесский и В. Чаплин», разработка фасадов первого в России автомобильного завода АМО (в настоящее время завод ЗИЛ) — в качестве преддипломной практики, революция, в 1918 году — работа в Архитектурно-планировочной мастерской Строительного отдела Моссовета, первой государственной архитектурной артели советского времени, которой руководили И. В. Жолтовский и А. В. Щусев… Профессорство во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских) в 1920, создание мастерской экспериментальной архитектуры. Членство в Архитектурном отделе Наркомпроса, представительство в Рабисе. Не самая неудачная, казалось бы, биография, однако, что эти роли и членства по сравнению с невозможностью донести свою идею, облечь ее в реальную форму!

Весь период реализуемого творчества, на самом деле, компактен. Осуществлено всего лишь 27 архитектурных проектов, из которых и то сохранилось 16. Первая большая работа, павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года; давший путевку в советскую жизнь «хрустальный» саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина 1924 года; четыре гаража, шесть клубов; Ново-Сухаревский рынок с его идеальной «киосковой» организацией пространства; планировка ЦПКиО им. А. М. Горького; собственный дом в Кривоарбатском переулке. Остальное так и осталось странным рисунком на бумаге – пришел помпезный «сталинский ампир», и эстетические приоритеты Мельникова, к сожалению, стали никому не нужны, раскритикованы как «формалистские» и названы «трюкачеством».

В день рождения великого архитектора «Вечерняя Москва» вспоминает 5 самых известных его творений:

1. Павильон «Махорка»

ФОТО: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Деревянный павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве стал первым осуществлённым сооружением Мельникова в новаторском духе. Именно в нем ясно прозвучал отход архитектора от каких-либо классических течений архитектуры. Заказчик – Всероссийский Махорочный синдикат – резко негативно встретил готовую постройку: вместо желаемого стандартного одноэтажного сооружения-коробки, они увидели концептуальное сооружение геометрической формы, с ломаными линиями, большими плоскостями ярких плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением. Это было что-то чрезвычайно новое, свежее, не имеющее аналогов, совершенно отличное от других сооружений выставки. Несмотря на негатив со стороны заказчика, Мельников получил одобрение и поддержку главного архитектора выставки – влиятельного А. В. Щусева.

Значимость «Махорки», на самом деле, очень высока – это было настоящее обновление. Обновление архитектурного языка, обновление восприятия, обновление всего облика архитектуры XX века. Толчок развития конструктивизма, его золотой пример. Тем более замечательно то, как Мельников сумел воплотить революционно новую концепцию в таком традиционнейшем материале, как дерево.

2. Советский павильон в Париже

ФОТО: Wikipedia

В конце 1924 года молодое советское государство, только-только установившее дипотношения с Францией, пригласили принять участие в Международной выставке современных декоративных и прикладных искусств в Париже. Ударить в грязь лицом было нельзя. Был объявлен закрытый конкурс на проект павильона СССР, и проект молодого архитектора Мельникова был выбран лучшим. И не зря – павильон СССР выглядел свежо, бодро, словно олицетворяя динамизм, энергию молодого государства. Легкая конструкция из дерева и большого количества стекла с диагональной надстройкой была заметна на Выставке издалека. Использованный тот же, что и при проектировании «Махорки», подход был развит и принес Мельникову мировую славу смелого авангардиста, а его павильон стал один из примеров для будущих поколений авангардистов во всем мире.

3. Гараж на Новорязанской улице

ФОТО: Wikipedia

Известность, которую Мельников получил после Парижской выставки, вылилась в заказ на проект гаража вместимостью в тысячу машин в Париже. Идеи, заложенные в этот так и нереализованный проект, были использованы и развиты в проектах четырех построенных московских гаражей, во многом определивших образ города в 20-30-е годы – выполненного в форме параллелограмма Бахметьевского (в котором не так давно еще располагался Центр современной культуры «Гараж»), Гаража-подковы на Новорязанской, Гаража Интуриста, Гаража Госплана.

Гараж на Новорязанской при виде сверху напоминает гигантскую подкову. Такая необычная планировка, предложенная Мельниковым, позволила лучше организовать выделенное под застройку пространство – неудобный участок треугольной формы. Так же, как и в других «гаражных» работах, он тщательно изучил концепцию передвижения и парковки машин, позволив максимально компактное размещение большого количества грузовиков. Не только удобство и эргономичность, конечно же, стали главными достоинствами сооружения, но я и яркая экспрессия архитектуры: выразительные выступающие фасады из красного кирпича с круглыми окнами контрастируют с полностью стеклянными стенами, состоящими из мелких мозаичных квадратиков стекла, интересные линии перекрытий. Этот впечатляющий образец авангарда вдохновил в свое время известного фотографа-конструктивиста Александра Родченко на ряд фоторабот, опубликованных во французском журнале «L’ Architecture Vivante».

В настоящее время в гараже на Новорязанской улице продолжает располагаться 4-й автобусный парк.

4. Дом культуры им. И. В. Русакова

ФОТО: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

20-30-е годы, ставшие по-настоящему «золотыми» для Константина Мельникова, были ознаменованы набирающим обороты профсоюзным движением и активно развернувшимся поэтому клубным строительством. Клубы Мельникова, различные по функционалу и форме, объединяет использование внешних лестниц, что позволяло выгодно использовать внутреннее пространство, и гибкая система залов — пространство можно было изменять с помощью подвижных перегородок.

Клуб им. Русакова — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх «щупальцах» — выступах. «Взъерошенный», живой, словно бы из другого мира, но в то же время предназначенный для людей и вполне земной, клуб отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями. Сочетание железобетонного каркаса и стеклянных окон-стен в зрительном зале, а также системы трансформируемых перегородок было поистине прогрессивным явлением для того времени. Здание клуба изначально было построено по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. В наше время там располагался театр Виктюка.

5. Дом-мастерская архитектора

Гараж на Новорязанской улице в Москве.

ФОТО: Wikipedia

Дом Мельникова – одно из самых известных и необычных творений мастера, а по мнению некоторых исследователей — вершина его творчества и шедевр русской архитектуры. Новаторский дом-мастерская был построен им для себя и своей семьи в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке. Для жилых построек советского времени абсолютно нехарактерный, этот цилиндрический одноквартирный особняк с рядами гладких шестиугольных окошек в самом центре Москвы был чем-то из другой реальности. Среди окружавших его стандартных коробок он выглядел словно примостившийся на пару минут на парковку космический корабль. Гладкая поверхность, усеянная сотами окон, необычная композиция из двух цилиндров разной высоты, «врезанных» друг в друга на треть радиуса, напоминая тем самым цифру «8» — это было нечто уникальное.

Кроме того, внутри дома Мельников также много экспериментировал — с формой, пространством, освещением, интерьером. Так, невероятно трогательным в этом космическом корабле выглядит люк в полу, чтобы складывать в погреб картошку, свой собственный садик, икона в углу…

Говорят, что после создания поистине совершенного произведения, талант архитектора достиг наивысшей точки, и дальше невозможно было повторить нечто подобное. Или же он просто узнал секрет Совершенства в обмен на дальнейшее спокойствие. Так это или нет, но факт остается: затем творчество талантливого архитектора замедляется в своем развитии, больше он не создает ничего такого же замечательного. До сих пор сотни начинающих и опытных архитекторов со всего мира с замиранием сердца рассматривают этот таинственный дом, пытаясь разгадать загадку такого идеального исполнения.

После смерти Константина Мельникова, его дом был неофициально превращён в закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 года являлся сын Константина Степановича, художник Виктор Мельников. Сейчас Дом Мельникова завещан государству и в нем планируется создание официального государственного музея отца и сына Мельниковых, но сложности правового положения пока не позволяют говорить о чем-то конкретном.

vm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *