Меню Закрыть

Инго маурер: Aktuelles / Ingo Maurer GmbH

Скончался патриарх света Инго Маурер • Интерьер+Дизайн

21 октября в возрасте 87 лет скончался Инго Маурер (Ingo Maurer, 12.05. 1932 — 21.10.2019). Немецкий дизайнер был занят исключительно светом. Последние сорок пять лет он был камертоном всех световиков, держал индустрию в тонусе.

Как никто другой обращаелся со светом креативно, провокативно и стильно. Лампочки-«груши», крылышки, бабочки, чайные ситечки, клетки с крысами, клочки бумаги со словами «Я тебя люблю» на разных языках, тюбики зубной пасты, фарфоровые головы Будды — Маурер обожал «несерьезные» образы, в то же время проектировал сложнейшие высокотехнологичные системы света.

Breaking Buddha: люстра с таким названием изготовлена из разбитых фарфоровых голов улыбащегося Будды.

Учил выбирать не светильник, а излучаемый им свет, больше всего ценил в качестве материала рисовую бумагу, хотя был не прочь поработать и с  золотом. Все, что изобретал Инго Маурер и его команда, выпускалось на собственном производстве — Ingo Maurer GmbH. Компания сотрудничает и с первыми именами дизайна. Так в 2016 для бренда потрудился сам Рон Арад, создав стальной Spyre с лимитированным тиражом в 50 экземпляров.

Bang Boom Zettel’z, 2010. Сталь, светодиоды, рисовая бумага (80 листков с рисунками Т. Ротакера). Модель Spyre спроектировал для бренда Ingo Maurer дизайнер Рон Арад в 2016 году. Сталь, алюминий, крашеный пластик, светодиоды. Limited Edition (50 экз.).
Галогеновый светильник Aka Tsuki спроектировал для бренда Ingo Maurer Маттиас Лидтке. Материалы: стекло и металл. Richi Povery Toto — модель 2014 года. Сталь, лакированная латунь, галоненовая лампа.

Известно, что он не выносил красный цвет в одежде, боялся рассориться с женой, любил романы Габриэля Гарсии Маркеса и танцевал сальсу. У Маурера можно было спрашивать про послевоенную Германию и зарождение Силиконовой долины. Он родился в 1932 году на острове Райхенау, выучился на печатника, трудился в типографиях, после чего увлекся графическим дизайном и подался в Америку. Три года, с 1960-го по 1963-й, он провел в Нью-Йорке и Сан-Франциско, работая как дизайнер-график.

Bulb Limited, 2016. Две лимитированные версии к 50-летнему юбилею светильника. 88 и 12 экз. Основа изготовлена из латуни, хрустальное стекло украшено цитатой на испанском языке: «Самый красивый свет исходит от человеческого сердца, — Габриэль Гарсиа Маркес».

В 1966 году сделал легендарный Bulb — светильник в форме лампочки накаливания с лампочкой накаливания внутри. Это было так просто и оригинально, что модель тут же попала в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. В 1985-м в Центре Жоржа Помпиду на выставке «Светильники, я думаю о вас» мастер показал инсталляцию YaYa Ho из проводов и галлогенок. В конце девяностых вдруг сблизился с фэшн-дизайнером Иссеи Мияки и даже оформил его дефиле.

Серия змееобразных ламп Alizz С. Cooper увидела свет в 2008 году. Для их изготовления использованы металл, пластик, резина. Игровой дизайн практичен: направление светового потока можно регулировать.
Серия Zufall выпущена в 2008 году. Название, переводимое как «случай», «случайность», подчеркивает многообразие и непредсказуемость возможных конфигураций. Металл, силикон. Tu-Be Two, 2009. Алюминиевые трубки, галоген. 24 Karat Blau — работа Акселя Шмидта для Ingo Maurer (2005 г.). Модульный принцип, лежащий в основе модели, позволяет создавать композиции любого размера и сложности. Материалы: металл, листовое золото, пластик.
Напольная лампа Radarrr, 2010. Алюминиевый рефлектор, светодиоды. Подвесной светильниик Oh Man it’s a Ray, 2010. Flying Flames на фоне «Тайной вечери». Светильник создали Инго Маурер и Мориц Вальдемайер. Модель компонуется по модульному принципу. 2013. Люстру Flying Flames создали Инго Маурер и Мориц Вальдемайер. Модель компонуется по модульному принципу.
Spazio Krizia. Фрагмент экспозициии Ingo Maurer 2014 года. В 2016 году презентация новых разработок в рамках Миланской недели дизайна прошла в здании бывшей церкви. На фото можно видеть Ringelpiez, Ru Ku Ku, Keep Balance, Mickey’s Manifesto и другие новинки. Проект Euro Condom — протест Инго Маурера против вывода из обращения неэкономичных ламп накаливания. Он дополняет лампу чехлом из силикона, благодаря которому источник света становится эффективнее, меньше расходует тепловой энергии.

Маурер ограничивал себя одной сферой деятельности, зато уж тут он звезда первой величины. Он не  останавливался на дизайне светильников — преображал светом целые пространства, и никто не делал это артистичнее, чем он. Среди классических выступлений: атриум Galeries Lafayette (2004), Мюнхенская станция Westfriedhof (1998), Atomium (2006),  Deutzer Bruecke (1997) в Кельне. Разумеется, его инсталляции — на каждом Миланском салоне; так, в апреле 2016-го Маурер раскрасил башню Веласка 1950-х , инсталляция называлась Glow, Velasca, Glow!  А ранние работы дизайнера по ценам на аукционах сравнялись с антиквариатом. 

Glow, Velasca, Glow! — инсталляция, представленная в апреле 2016 года в рамках Миланской недели дизайна. Инго Маурер окрасил башню Веласка, архитектурный памятник 1950-х, в красный цвет и дополнли логотипом бренда Audi.

На счету Маурера значительное число персональных выставок и престижных наград. В 2010 ему была вручена премия Design Award Федеративной республики Германия, учрежденная Министерством экономики и технологии. В июле 2011-го — «Золотой циркуль» (Compasso d‘Oro) за вклад в дизайн; эта премия учреждена ADI (Итальянской ассоциацией индустриального дизайна). В ноябре 2015 года Маурер удостоился Культурной премии Баварии.  

Лампа Fllatterby выпущена 2016 году лимитированным тиражом 200 экземпляров. Она представляет собой развитие известной модели Johnny B. Butterfly.

Свои модели Маурер никогда не смог бы назвать безликим сочетанием букв и цифр. У всех его работ поэтичные имена: «Птичье гнездо» (Bird Nest), «Слеза рыбака» (Lacrime del Pescatore). В Schitz up шизофрения трактована как драматичный порез в потолке-пузыре. Wandering Finger («Блуждающий палец») — на самом деле конструктивистская люстра, похожая скорее на перст указующий.

Оригинальнейший концепт Light Cone — освещение без светильника: просто воронки в потолке, через которые льется свет. Или Flying Flames — мерцающие свечки. И наконец, одно из недавних изобретений маэстро, Еuro Condom, — его критика стратегии европейского энергопотребления. Маурер придумал чехлы-презервативы, которые надевают на лампочку накаливания, чтобы она не обогревала пространство, а тратила энергию только на свечение. Golden Ribbon — роскошная  «Золотая лента» — была придумана Инго Маурером в 1994 для выставки в Тель-Авиве, затем появились и другие. Каждый из экземпляров неповторим, имеет свои размеры и рельеф.

Golden Ribbon — модель длиной 4 м в мюнхенском шоуруме бренда Ingo Maurer.

Маурера по праву считают художником, достойным лучших музейных площадок. А индустрии он необходим как дизайнер, который способен быстро и эстетически легализовать новую технологию. То есть Маурер придумывает  головокружительную инсталляцию, дарит идею, которая потом рассеивается в коммерческих светильниках очень многих компаний. Никто, например, столько не экспериментировал со светодиодами (LED). И никто  больше, чем он, не увлечен органическими светодиодами (OLED).

Dew Drops команда Инго Маурера представила в 2013 году. В пластиковую пластину вмонтированы 750 светодиодов. Есть настенная и настольная версии.

Начальная версия светильника Flying Future возникла в 2006 году. Это был первый эксперимент Инго Маурера в OLED’ами — органическими светодиодами. Окончательно модель оформилась в 2010 году.

Светильники Ingo Maurer: свет, формирующий пространство

Он был одним из четырех детей обычного рыбака, и даже в голову никому не могло прийти, что его имя станет синонимом слова «свет». В свои 84 он остаётся новатором и авангардистом, не создаёт никакой специальной философии, лишь снова и снова демонстрирует возможности освещения. Мир убежден: никто так не работает со светом, как немецкий дизайнер Ingo Maurer.

Природный итальянец

биография Инго Мауэр

Родина дизайнера-самоучки — остров Райхенау на Боденском озере (Германия). Он был учеником наборщика, а затем учился графике. Инго Маурер получал профессиональный опыт в швейцарских и немецких типографиях, генерировал идеи в студии графики в Мюнхене, затем пробовал себя в роли внештатного дизайнера в США.

В 60-х 34-летний Инго Маурер вернулся на родину и создал бюро Design M, которое позже получило название Ingo Maurer GmbH. Задача бюро — разработка систем освещения. Именно в области светодизайна Инго и нашёл своё призвание. В то время были придуманы культовые осветительные приборы Bulb (гигантская лампа Эдиссона), Light Structure, низковольтная система YaYaHo, светильник Culp и множество других шедевров.

 

светильник Ingo Maurer Light Structure

Светильник Light Structure

Выставки бюро проводились в Centre Georges-Pompidou во Франции, в Нью-Йорке (Projects 66), на Villa Medici в Риме, в музеях Германии и даже в СССР. Среди несметного количества наград Ingo Maurer есть орден от французского министерства культуры, мюнхенская дизайнерская премия, звание Royal Designer of Industry (Британия), Primavera del Dessiny (Барселона) и множество других наград.

Те, кто хорошо знает Инго Маурера, отмечают его удивительный характер, абсолютно не свойственный нордическим германцам. Инго — носитель типичного итальянского темперамента, живого воображения и способности влюбляться в жизнь снова и снова. Творческие открытия мастера словно несут в себе свет горячего южного солнца.

Масштабы творческой мысли Инго Маурера

светильники Ingo Maurer

Произведения Инго Маурера поразительны, их называют ожившей графикой. Примечательна виртуозная способность мастера создавать арт-объекты из того, что под рукой. К примеру, что может быть проще, чем крылатая лампочка Lucellinо, влюбляющая в себя поклонников с 1992 года. Или предельно оригинальный светильник TU-BE1, созданный из десятков парящих тюбиков.

Лаконичность модели ZETTEL’Z и других отлично иллюстрирует взгляды маэстро: Маурер всегда подчеркивает, что сам свет намного важнее формы светильника, и достаточно лишь нескольких штрихов, чтобы создать с его помощью нужное настроение.

 

световая снежинка в Нью-Йорке Инго Мауэр

Зная об умении Инго Маурера из ничего создавать световые симфонии, его часто привлекают для формирования световых инсталляций в общественных местах и на мероприятиях. Маурер работал над созданием подсветки Scala Shopping Center в Копенгагене, разработал светодизайнерское решение Kruisheren-hotel в Нидерландах, оформил показы кутюрье Issey Miyake (Япония) в La Villette и создал множество запоминающихся инсталляций. Инго Маурер — создатель гигантской свето-снежинки в Нью-Йорке!

Интересны решения Маурера в области интерьерного дизайна: в 2006 году на выставке в Италии Spazio Krizia Инго продемонстрировал светящиеся обои. Около тысячи темно-красных пластин оснащены светодиодами, прорисовывающими контур цветка розы. Светодиоды управляются с помощью компьютера, и в заданной последовательности раскрашивают стену вспыхивающими и гаснущими узорами из нежных бутонов.

Свет, формирующий пространство

светильники Инго Мауэра в Москве

Светильник Johnny B Butterfly

Инго Маурер убежден — ничто не влияет на человека сильнее, чем свет. Одним только светом можно преобразить любое пространство, выразить любой смысл, создать желаемую обстановку. Художник любит экспериментировать с образами и материалами, отдавая предпочтение легкости и гибкости.

В студию Инго Маурера стремятся художники и дизайнеры со всего мира. С маэстро легко работать, на сегодняшний день в его бюро сотни сотрудников, и часто он привлекает к работе известных коллег: Frans van Nieuwenborg, Martijn Wegman, Рона Арада, Филиппа Старка. Командная работа радует такими сказочными произведениями как Johnny B Butterfly: на последнем показе в Милане светильник с веселой компанией бабочек получил высокие оценки поклонников.

 

Ingo Maurer MaMoNouchies

Светильники MaMoNouchies

В последнее время воображение мастера пленила Япония и искусство создания фонарей из рисовой бумаги (акари). Он изучает модели Исаму Ногучи, с помощью Дагмара Момбаха изобретает особый способ обработки материала. В результате на свет появилась коллекция осветительных приборов MaMoNouchies (Маурер, Момбах, Ногучи). Инго Мауер называет свои новые модели «духами света» и считает, что синтез японской культуры и европейских производственных процессов открывает перед ним новые горизонты.

Бренд Ingo Maurer изменяет восприятие: мир в нестандартном освещении показывает свои неизвестные грани, заставляя действовать, меняться, творить. Гением Инго можно восхищаться бесконечно.

Не забудьте подписаться на наш блог.

Ingo Maurer. Инго Маурер | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Работы Инго Маурера (Ingo Maurer) легко узнать — больше никто так не работает со светом. Возможно, одна из составляющих успеха метода Инго Маурера заключена в том, что он применил метод графического дизайна к дизайну промышленному. Но это никак не может объяснить того ощущения чуда и восторга, которое вызывают его работы. Инго Маурер создаёт не просто светотехнику, а объекты вневременного искусства и дизайна. Создаётся ощущение, что нет такого материала, который Инго Маурер не смог бы трансформировать в свет. Он — дизайнер, играющий со светом, вызывающий эмоциональное потрясение своими фееричными инсталляциями. Сам он всегда остается немного в тени, но при этом умеет освещать пространство так, что оно принимает образ, воплощающий любой из придуманных им смыслов.

Инго Маурер (Ingo Maurer) родился в Германии в 1932 году в семье рыбака. В 1954–1958 гг. обучался в студии графики в Мюнхене, работал в типографиях Германии и Швейцарии. Затем, в 1960 году эмигрировал в США и работал в Нью-Йорке и Сан Франциско free-lance как дизайнер-график до 1963 года.  

 

В 1966 году Инго Маурер возвращается в Европу и открывает в Мюнхене собственную студию дизайна. В этой студии были созданы легендарные светильники Bulb и Culp (1966, светильник «Bulb» — «Колба» получил в 1986 году премию от Французского Министерства Культуры), Light Structure (1970), Little Black Nothing, Bibibibi (1982), One from the heart (1989), Lucelino Wall и Zettel’z (1999).

 

Светотехника компании «Ingo Maurer gmbh» представлена во многих музеях современного искусства, получила множество наград за дизайн и продаётся по всему миру.

 

1986 — выставка Ingo Maurer Lumie’re aha SoSo в Париже в институте Francais d’Architecture.

1986 — специальная световая инсталляция для выставки Design a’la Villa Medici в Риме получила награду французского министра культуры — орден Chevalier des arts et des lettres.

1988 — создание системы света для выставки в Немецком архитектурном музее во Франкфурте-на-Майне.

1989 — выставка некоммерческих работ по свету «Инго Маурер: Lumiere Hasard Re’flexion (Париж).

1989 — выставка в этнографическом музее народов СССР, Ленинград: «Дизайн?! Освещение Инго Маурера и его команды».

1992 — выставка «Инго Маурер: работы со светом». Музей Villa Stuck, Мюнхен.

1998 — журнал Architecture&Wohnen назвал Мауэра «Дизайнером 1997 года».

1998 — выставка в музее современного искусства в Нью-Йорке Projects 66.

1999 — Разработка специального освещения для показа моды японского кутюрье Issey Miyake в La Villette.

1999 — Премия Design Award, Мюнхен

2006 — Присуждение степени почетного доктора в Королевском Колледже Искусств, Лондон

 

Под брэндом Ingo Maurer работает не только сам лидер современного светового дизайна, но и целая команда художников, разделяющих его эстетические предпочтения и принципы работы (всего штат студии около 70 человек). На счету компании десятки проектов по световому оформлению театров, ресторанов, фасадов, шоу-румов и т.д. Каждый обладает собственным характером и оригинальным профилем, неординарными техническими решениями и самобытным дизайном.

 

Работает Мауэр на протяжении многих лет с одним и тем же коллективом. Он не только придумывал и делал осветительные приборы, но и участвовал в создании настоящих «световых симфоний» в интерьерах зданий, на выставках, на показах модных коллекций. Мэтры высокой моды часто обращались к нему, зная, что если Маурер займётся светом на их дефиле — атмосфера волшебства обеспечена.

 

Инго Маурер проектировал освещение для станции метро «Westfriedhof» в Мюнхене в 1998 году, для атриума «Lafayette Maison» в Париже в 2004 году, для известного отеля и ресторана «Kruisheren» в здании старинного монастыря в городе Маастрихте в 2005 году. В этом же году дизайнер создал знаменитую огромную светящуюся снежинку в Нью-Йорке.

 

Отель Kruisheren (Маастрихт, Нидерланды, 2005), архитектор Хенк Фос (Henk Vos)  — проект этот, возможно, остался бы лишь образцом корректной реставрации, если бы не его яркое (во всех смыслах слова) светодизайнерское решение.

 

Несмотря на свой величественный статус, Инго Маурер остается настоящим авангардистом, мятежником. И световое решение отеля Kruisheren — лучшее тому подтверждение. Он помещает в «один котел» исторические аллюзии и ультрасовременную, инопланетную, стилистику. От реставрационной концепции, сопрягающей сдержанный минимализм со скромной монастырской архитектурой, не остается и следа. Публике предъявляется новый, драматический образ постройки. Источник драматизма — в самой истории здания: обитель благочестивого уединения превратилась в luxury–объект, готический храм — в средоточие житейской суеты.

 

Одним из «ударных» световых объектов стал главный вход в отель, который Хенк Фос решил в виде отливающей золотом «трубы». Маурер «раскрасил» его красным светом, заставив каждого вспомнить средневековую цветовую символику: красный — адское пламя, золото — божественное сияние. Другая площадка для светового представления — клуатр. У Инго Маурера он стал антитезой главному входу. Оттенки освещения клуатра меняются, но свет здесь всегда остается холодным, потусторонним. Традиционный фонтан в центре монастырского дворика Маурер заменил эффектной инсталляцией — прозрачный цилиндр возвышается на подсвеченном снизу подиуме. Цилиндр заполнен водой, расположенный внизу самолетный пропеллер заставляет воду бурлить с разной скоростью, которой управляет специально созданная программа. 

 

Фонтан» зрительно поддерживает другая инсталляция — искусственное дерево. Оба удивительных объекта усиливают ощущение присутствия потусторонних сил. Тема потусторонних сил продолжается и в интерьере. «Странный» фосфоресцирующий свет освещает зал для переговоров. Его излучает стол, чей световой орнамент напоминает круги, расходящиеся по воде. Контуры кресел, окружающих стол, также подсвечены холодным белым светом светодиодов. Коридоры освещены небольшими светильниками с двумя светодиодными лампами RGB. В апсиде церкви–ресторана светильники Big Dish смотрятся, как летающие тарелки, свободно парящие на фоне стрельчатых окон над выдержанными в духе функционализма столиками и стульями. Конечно, после вторжения Инго Маурера монастырь меньше всего стал напоминать «тихую обитель». Но связь со Средневековьем не прервалась — в отеле Kruisheren разыгрывается световое представление в духе средневековых мистерий.

 

Кроме того, дизайн-ателье Инго Маурера разрабатывает световые объекты и системы для жилых и офисных пространств, которые подчас становятся стилеобразующим элементом помещения.

 

Последнее время Маурер был особенно увлечен созданием светильников с использованием рисовой бумаги. Он чувствует материал, как, может быть, никто другой. Маурера всегда интересовало японское искусство и, в частности, творчество Исаму Ногучи, чьи идеи и образы построены на «акари» — искусстве изготовления бумажных фонарей. Вместе с одним из своих соавторов — Дагмар Момбах Инго удалось изобрести новую технологию обработки бумаги — так родилась коллекция светильников MaMoNouchies (от фамилий Маурер, Момбах, Ногучи). Сам Маурер не называет их светильниками. Для мастера — это загадочное племя духов света.  

 

Смысловым центром интерьера, выполненного в азиатском стиле, может стать «Наnа I» (в переводе с японского «цветок»), подвес Инго Маурера, сделанный из традиционных японских бумажных вееров ичива. В них удивительным образом сочетается японская эстетика и европейская технология, а свет, проходящий через них, запоминает таинственное свечение бумажных фонариков с бумагой васи с удовольствием работают и японские дизайнеры — ее часто используют Исаму Ногучи и Хироши Моришима. 

 

На самом деле, сначала я занимался графикой: изучал графический дизайн и потом несколько лет работал в типографиях. Идея лампы пришла ко мне как-то вдруг, а потом и другие идеи, еще и еще. Но я не стал продавать свои изобретения. Что я сделал сразу, так это создал свое предприятие по производству светильников. Так началась история компании «Ingo Maurer GmbH».

 

В начале своей деятельности я очень много работал над формой светильников. Это видно даже по одной из моих первых работ — «Bulb», которая появилась в 1966 году. Позже, изобретая лампы, я понял, что свет сам по себе намного важнее формы, так как свет — это уникальное явление, от которого зависит бытие всего живого и просто наше самочувствие. С тех пор как я это осознал, я стал стремиться в своем творчестве к тому, чтобы в моделях светильников свет и форма гармонично сочетались.

 

«Искусство сотворения света» — Я не могу понять, откуда взялась эта формулировка. Может быть, это эффект «глухого телефона»? Сначала эту фразу перевели с немецкого на русский, потом вы перевели ее на английский — и получилось нечто неузнаваемое! В любом случае, у меня нет никакой философии. Я могу только подчеркнуть то, что я уже сказал: свет влияет на нас и на наши чувства сверхъестественным образом. Изменяя освещение в помещении, можно очень сильно изменить все пространство. Свет обладает огромным потенциалом, имеет сотни возможностей для превращения обстановки в нечто новое. 

 

С одной стороны, мне хотелось бы, чтобы обычные лампочки все же сохранились. Возможно, они будут использоваться реже, но я бы не хотел, чтобы они полностью исчезли. С другой, безусловно, световые технологии будут усиленно развиваться, так как есть к чему стремиться — мы же хотим, чтобы свет был качественным, и при этом расход энергии был как можно меньше. Что касается диодов, то они еще не так совершенны, как хотелось бы, но их потенциал можно развить.

 

Как возникают образы светильников? Абсолютно спонтанно. Я не могу сказать, откуда они приходят и почему. Иногда совершенно обычные повседневные вещи навевают такие образы!

 

«24 Karat Blau» — это серия светильников, созданная моим сотрудником Акселем Шмидом. Думаю, что идея этих моделей — попытка эстетически продемонстрировать очарование физического явления — когда свет просачивается через тонкий лист золота. Выглядит впечатляюще! Для модели «YUU 200», пожалуй, в реальном мире не найдется аналога. А вот у моих «сателлитов» прототипы существуют. Это тарелки антенн в аэропортах. Сотни таких сателлитов установлены около взлетно-посадочных полос. Я был впечатлен этим зрелищем, так что идея для формы светильника родилась на взлетном поле.

 

«Provoking Magic: Lighting of Ingo Maurer» — Выставка проходит в «Cooper-Hewitt» (Государственный музей дизайна), в известном особняке, построенном в XIX веке миллионером Эндрю Карнеги. Выставка представляет собой уникальную экспозицию вещей и объектов, сделанных в единственном экземпляре. Например, там выставляется неоновый стол; «шепчущие» портреты Эндрю и Луизы Карнеги; бассейн, в котором плавают настоящие золотые рыбки, а на поверхности воды находится множество зеркал — такая композиция создает удивительный эффект игры света и теней. Несколько эффектных инсталляций: «Rose, Rose on the Wall», «One Thousand and One Lights» и, наконец, подвенечные платья, украшенные множеством светящихся диодов. Место, где проходит выставка, уникально. Это изящный особняк, культурно-историческое наследие. Так что монтировать выставку было очень сложно. Нельзя было ничего изменить и тем более повредить. Ни в коем случае нельзя было просверлить ни одной дырки в стене. Пришлось изобретать и экспериментировать. Результат получился фантастический! Из-за того, что комнаты в особняке намного меньше музейных залов, создается более интимная обстановка, и все начинаешь чувствовать по-другому, более таинственно.

 

У меня нет особых предпочтений. Хотя особенно люблю те проекты, которые только готовятся для показа. Они захватывают и интригуют мой разум. В целом, инсталляции — важная часть моего творчества. Создание глобальных проектов вдохновляет меня на поиск, это возможность сотворить нечто неповторимое, что невозможно для массового производства.

 

Я работаю со всеми материалами. Единственное мое условие при выборе — это легкость. Материал не должен быть тяжелым.

 

Мои герои — это Акилле Кастильоне и Вико Маджестретти. Они отважились на многое и сделали огромный прорыв вперед. Еще я обожаю то, что делает Исаму Ногучи. Его светильники из японской бумаги просто восхитительны! И, конечно, Гаэтано Пеше. Мне очень нравятся его идеи.

 

Свечи. Настоящие свечи. Я не из тех людей, у которых свечи зимой горят во всех уголках дома. Но в рождественский праздник свечей должно быть очень много — это обязательно. И еще елка, живая. Мы, кстати, уже купили ее пару дней назад. К ней только обязательно нужно поставить ведро с водой или огнетушитель. Я считаю, что нужно строго соблюдать правила пожарной безопасности.

 

Использованы фрагменты интервью журналу «Современный интерьер». http://www.sovinterior.ru

 

Инго Маурер: светлая память

26 октября в возрасте 87 лет скончался Инго Маурер. Это большая потеря для мира светодизайна. В этом мире Инго Маурер был сродни Карлу Лагерфельду в мире высокой моды. Созданные им концепции широко используют дизайнеры всего мира.

Инго Маурер

Инго Маурера называли гением, поэтом и патриархом светодизайна

Инго называли поэтом света и гением освещения, он был почетным гостем на всех крупных выставках светодизайна. Его работами вдохновлялись, идеями восхищались, к его мнению прислушивались. И с уходом «поэта света», как бы пафосно это ни звучало, ушла целая эпоха. Сегодня мы вспомним яркие вехи биографии Инго Маурера и самые знаковые его работы.

Посвятил жизнь свету

Многие светодизайнеры работают в смежных нишах, чаще всего – в дизайне интерьеров. Но Маурер за всю свою карьеру не распылялся на другие сферы. После переезда из Германии в Нью-Йорк и основания дизайнерского бюро Design M он много лет занимался только освещением. В этой нише, как модно сейчас говорить, он достиг дзена.

Инго Маурер: портрет

Этот портрет Инго Маурера как нельзя лучше отражает его внутренний мир

Маурер не был ремесленником, он был художником свободных от оков стандартов. Он использовал нетипичные для светодизайна материалы – рисовую бумагу, гусиные перья, тюбики от зубной пасты. И самое удивительное, что весь этот креатив был практичным. Эпатаж ради эпатажа Маурера не интересовал, как и заурядные, типовые проекты. Уже в 70-х годах карьера маэстро достигла такого уровня, что он мог работать в удовольствие, а не ради обогащения. Поэтому Инго Маурер не ограничивался просто креативными светильниками, он создавал целые концепты. Среди самых ярких – Light Cone, при котором источник освещения находится выше потолочной линии и свет льется через отверстия в потолке. Или его первая работа, которая обрела мировую известность – светильник Bulb в виде обычной лампочки накаливания, заключенной в такую же лампочку. Или роскошная в своей простоте люстра Flying Flames с колышущимися на ветру мерцающими колбочками, похожими на зажженные свечи. Или одна из последних работ – светильник Luzy Take Five в виде резиновой перчатки с приделанными к ней лампочками.

Освещение Light Cone

Системаосвещения Light Cone от Ingo Maurer

Знаменитая лампа Bulb

Лампа Bulb от Ingo Maurer: все гениальное просто

Лампа Flying Flames от Ingo Maurer

Светильник Flying Flames от Ingo Maurer в виде парящих в воздухе свеч

Лампа Luzy Take Five от Ingo Maurer

Светильник Luzy Take Five от Ingo Maurer – яркий образец стиля дизайнера

Есть у Маурера и весьма провокационные работы – например, энергосберегающий чехол для ламп Euro Condom, который по форме и особенностям применения очень напоминает изделие № 2.

Энергосберегающий чехол для лампочки

Чехол для лампочки Euro Condom – одна из самых эпатажных работ Маурера

Маурер никогда не был ретроградом. Он активно использовал новые разработки в области световых технологий. Так, когда на рынке появились органические светодиоды (OLED), маэстро создал светильник Flying Future, напоминающий парящий в свободном полете скомканный газетный лист, и настольную лампу Early Future в виде растения.

Лампа Flying Future

Креативный светильник Flying Future выполнен с использованием органических светодиодов

У клиентов Маурер был нарасхват. Дизайнер работал над освещением многих знаковых объектов в разных странах мира. Так, для Экспоцентра Франкфуртской ярмарки он создал светильник в виде огромного маятника, для небоскреба Torre Velasca в Милане – фантастически красивую неоновую подсветку.

Лампа-маятник

Лампа-маятник Ingo Maurer во Франкфуртском Экспоцентре=»img»>

Torre Velasca Blu

Небоскреб Torre Velasca Blu впечатляет роскошной неоновой подсветкой

7 фактов об Инго Маурере

  1. В детстве дизайнер не был избалован роскошью. Он родился на маленьком немецком острове Райхенау в семье рыбака, где кроме него было еще четверо детей.
  2. У маэстро не было профильного образования. Он выучился на графического дизайнера и изначально планировал работать в рекламе, но потом влюбился в светодизайн.
  3. Светильник Bulb работы Маурера есть в экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства.
  4. Появление светодиодных ламп маэстро изначально воспринял в штыки, но потом рассмотрел в них большой потенциал. Со временем светодиоды стали основным материалом для творчества Маурера.
  5. Дело «поэта света» продолжают его наследники. Дочь дизайнера Клод Маурер является управляющим директором компании Ingo Maurer GmbH.
  6. 6. В отличие от многих известных дизайнеров, маэстро не устанавливал заоблачные цены на свои работы. В одном из интервью Маурер признался, что не оценивает ни одну из своих работ дороже 30 тысяч фунтов (около $38 тысяч).
  7. Главным источником вдохновения для дизайнера был стиль поп-арт, с которым он познакомился во время жизни в Нью-Йорке.

Рассказ о «поэте света» хочется завершить его же словами, которые он произнес на подкасте магазина Arkitektura в 2017 году:

«Мне очень повезло работать с материалом, которого не существует. Свет нельзя потрогать, согнуть, посмотреть на него с разных сторон. Это не предмет, а дух, который наполняет нас изнутри».

Спите спокойно, маэстро.

Dexia / Ingo Maurer GmbH

Инго Маурер поддерживает zwei Sonderanfertigungen und eine Lichtinstallation für die Dexia B.I.L. в Эш-Бельвале, Люксембург. Das Gebäude в Бельвале, einem neuen Stadtteil bei Esch-sur-Alzette в Люксембурге, ist ein Entwurf des französischen Architekten Claude Vasconi. Die Eingangshalle работает как Stahl-Glas-Konstruktion realisiert. Maurers Lichtinstallation nimmt den Rhythmus der tragenden Stahl-Struktur des Daches auf und wandelt ihn. Farbig leuchtende Röhren beschreiben Zickzack-Linien.Auf den ersten Blick scheinen es Neonröhren zu sein, tatsächlich wurden LEDs eingesetzt. Dadurch wird die Instandhaltung wesentlich vereinfacht, die in der Höhe von 12 — 15 Metern nicht ganz einfach ist. Die Lichtklammern sind dank der Glaskonstruktion von außen und von oben — aus den höheren Stockwerken — gut sichtbar. Je nach Blickwinkel zeigt sie die Инсталляция в различных Erscheinungen, schmal oder langgezogen — und mit unterschiedlichen dominierenden Färbungen. „Aus den umliegenden Straßen gesehen, hat die Installation die Visualität eines Neonschilds, ohne die Langeweile der inzwischen überall wiederholten Markenlogos.Ich wollte dem Atrium einen speziellen, visuellen Reiz geben, der auf die starke Konstruktion von Claude Vasconi eingeht. Als einladende Geste an die Besucher und Mitarbeiter der Bank ». (Инго Маурер) Das Atrium wurde mit sieben großen Stehlampen ausgestattet. Die Fiberglas-Schale am oberen Ende einer zirka 5 Meter langen Stange отражающий унд streut das Licht, während ein Teil direkt aus der Lichtquelle durch die Öffnung in der Mitte nach unten fällt. Статный массив Fußplatten als Ständer einzusetzen, wurden 20 Auslässe im Boden vorgesehen, в denen die Stangen fixiert werden können.Diese Auslässe bieten die Möglichkeit, die Elemente flexibel umzustellen und zu drehen. Der lang gezogen und vergleichsweise niedrige Expo-Raum neben dem Atrium wird mit drei Deckenlampen beleuchtet. Eine flache Schale, in der Form fast identisch mit den Schalen im Atrium, aber aus Karbon hergestellt, sitzt direkt an der Decke. Ihre matt weiß Отсутствует Innenseite wird von unten beleuchtet. Die Lichtquelle liegt in einer kleineren Schale, die mit einem diagonalen Karbonstab an dem oberen Element bzw.der Decke befestigt ist. Die Deckenlampen erzeugen ein spannendes, gleichwohl angenehmes Licht. Die Schatten der Schalen an der Decke haben den Effekt einer optischen Täuschung; sie zeichnen weitere, noch größere Kreise. ,

товаров, коллекций и др. INGO MAURER

Родился в 1932 году на острове Райхенау, Боденское озеро, Германия. Обучение типографу в Германии и Швейцарии.

Изучение графического дизайна с 1954 по 1958 год.

Эмиграция 1960 года в США. Работаю дизайнером-фрилансером в Нью-Йорке и Сан-Франциско. 1963 год — возвращение в Европу.

Поселение в Мюнхене. 1966 год — запуск «Дизайна М». Первая лампа: Лампочка. Несколько наград за дизайн. Светильники в коллекциях разных музеев.Bulb, Gulp (1969), Light Structure (1970 в качестве соавтора), Little Black Nothing и YaYaHo (1988), Los Minimalos Dos, Lucellino Wall, Wo bist Du, Edison …?, Zettel’z (1999), Porca Miseria! (2003) включены в Коллекцию дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке.

июнь 1985: Инсталляция YaYaHo для выставки «Lumières Je pense à vous» в Центре Жоржа Помпиду в Париже.

Май 1986: Выставка «Ingo Maurer Lumière aha SoSo» в Институте французской архитектуры в Париже.

Октябрь 1986: Специальные и новые дизайны для выставки «Дизайн а ля Вилла Медичи» в Риме. Награжден министром культуры Франции «Chevalier des Arts et des lettres».

Май 1988: Монтаж системы освещения для выставки «Design heute. Mass- Stäbe: Formgebung zwischen Industrie und Kunst-Stück» в Deutsches Architekturmuseum во Франкфурте-на-Майне, Германия.

Апрель / май 1989: В Fondation Cartier pour l’art contemporain в Жуи-ан-Жоза (Париж) Инго Маурер впервые представляет некоммерческие световые объекты.Название выставки «Ingo Maurer: Lumière Hasard Réflexion».

июль / август 1989 г .: Приглашение Общества советских дизайнеров на выставку в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде: «Дизайн … ?? — !! Освещение Инго Маурера и его спецназовца. ».

Февраль 1991: Участие в выставке «Münchner Räume» в Городском музее в Мюнхене.

Январь 1992 года: Выставка «Инго Маурер: Создание света» в Мюнхене в музее Вилла Штук.

Март 1993 года: Выставка «Licht licht» в Стеделийском музее в Амстердаме.

Ноябрь 1994: Участие в выставке «Identità e Difference. I racconti dell’abitare» в Триеннале Милана со специальными объектами и инсталляциями.

Март 1995: Участие в выставке «Die Kunst Und Das Schöne Ding» в Новом музее Везербурга, Бремен.

Январь 1998: Награжден немецким журналом Architektur & Wohnen «Дизайнером года 1997».

Ноябрь 1998 года: Выставка в Музее современного искусства, Нью-Йорк «Проекты 66» с Фернандо и Умберто Кампана.

Март 1999: Сотрудничество с японским модельером Иссей Мияке. Спецэффекты и огромная инсталляция для дефиле Иссея Мияке в La Villette.

Сентябрь 1999 г .: Премия за дизайн 1999 г., присужденная городом Мюнхен.

Октябрь 2000: Награда дизайнеров Lucky Strike 2000 от Фонда Рэймонда Лоуи.

Апрель 2001 года: Примавера дель Диссени 2000, награжденная городом Барселона. Выставка-ретроспектива «Ingo Maurer. Passió per la Llum» в музее SantaMòniCA в Барселоне.

Июль 2001: Участие в выставке Wohnkultur в Городском музее в Мюнхене.

Март 2002: Выставка в Museum für Angewandte Kunst во Франкфурте: «Эфемерный провидец Инго Маурер. Свет» Выставка «Инго Маурер — Свет — Достигает Луны».

Октябрь 2002 г. / август 2003 г .: Музей дизайна Vitra, Вайль, Германия

Ноябрь 2002 г .: Приз «Приз за выдающийся дизайн Collab» от Художественного музея Филадельфии.

Январь 2003: Премия Георга Йенсена 2002 года, присужденная Комитетом по присуждению премии Георга Йенсена.

Сентябрь 2003 г .: «Четвертая премия Орибэ», присужденная Отделением Академии дизайна, префектура Гифу, Япония.

Февраль / май 2004: Участие в выставке «Iluminar Design Da Luz 1920-2004» в Museu de Arte Brasileira Fundacao Armando Alvares Penteado, Сан-Паулу.

Апрель / май 2004: Данскский центр дизайна, Копенгаген

Июль / август 2004: Биржа Берлаге, Амстердам

Февраль / апрель 2004: Участие в выставке «Блестящие» в Музее Виктории и Альберта, Лондон.

Сентябрь 2004 г. / январь 2005 г.: Ла Гранд Хорну, Хорну, Бельгия

Ноябрь 2005 г.: назначен Королевским дизайнером промышленности Королевским обществом искусств, Лондон.

декабрь 2005 г. / январь 2006 г.: IVAM, Валенсия, Испания

апрель 2006 г. / июнь 2006 г.: Художественный музей Цукуба, Ибараки, Япония

апрель 2006 г.: участие в выставке «Движение образов» в Центре Жоржа Помпиду в Париже ,

Июнь 2006 года: присвоение степени доктора Королевского колледжа искусств honoris causa.

июль 2006 / сентябрь 2006: Художественная галерея Tokyo Opera City, Токио, Япония

Сентябрь 2006: Приз «Пятый Abitare Il Tempo», присужденный ярмаркой Abitare Il Tempo в Вероне, Италия.

Сентябрь 2007: Персональная выставка «Провокационное волшебство: Освещение Инго Маурера» в Национальном музее дизайна Cooper-Hewitt, Нью-Йорк.

Октябрь 2006 г. / ноябрь 2006 г.: Музей Сантори, Осака, Япония

Май 2008 г. Персональная выставка «Инго, Пьеро и л’уово» в Fondazione Carsipe, Ла Специя, Италия.

Февраль 2010 г .: Премия Федеративной Республики Германия за дизайн 2010 г., врученная Федеральным министерством экономики и технологий Германии.

Июнь / август 2010 г .: Персональная выставка «В комплекте с лампочкой — свет Инго Маурера» в архиве Баухауса, Берлин.

март 2011 / февраль 2012: выставка избранных произведений в BMW World, Мюнхен.

Апрель 2011: пылает — инсталляция Инго Маурера и Акселя Шмида для выставки Mutant Architecture, организованной Interni.

Июль 2011 г .: Compasso d’Oro за достижения на протяжении всей жизни, награжден ADI (Итальянской ассоциацией промышленного дизайна).

Ноябрь 2015 года: награда «Kulturpreis Bayern» от Министерства образования, культуры, науки и искусства Баварии

С 2016 года: участие в передвижной выставке «Handmade in Germany» в Макао, Чжухае, Шэньчжэне, Гонконге и других, организованных от «Direktorenhaus — Museum für Kunst Handwerk Design» в Берлине

Ноябрь 2016: «Kulturpreis der Bayerischen Landesstiftung» в Мюнхене

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *