Меню Закрыть

Наталья четверикова – — — — -.

Радости и печали в судьбе советской актрисы. Наталья Четверикова

Улыбчивую, курносую, жизнерадостную Наталью Четверикову зрители запомнили после премьеры советской комедии «Семь невест ефрейтора Збруева». Несмотря на очень хороший старт, она не стала популярной киноактрисой. Но зато на театральных подмостках сыграла более сотню разноплановых ролей и имеет целую армию поклонников.

 

Наталья Четверикова (кадр из фильма «Дела давно минувших дней», 1972 год)

В этом году 1 июня Наталье Анатольевне исполнится 72 года. Она родилась в ленинградской интеллигентной семье: отец по профессии инженер, мама – врач. Старшему брату Владимиру, на тот момент, когда Наташа появилась на свет, было шесть лет. Он вместе с родителями пережил блокаду Ленинграда, после окончания школы некоторое время работал санитаром в мед. институте. 

И все-таки, пойти по родительским стопам парень не захотел, поступил на актерское отделение театрального института им. А. Н. Островского (в 1962-м году переименовали на ЛГИТМиК). А через шесть лет и младшая сестренка стала студенткой этого учебного заведения.

 

Владимир Четвериков (кадр из фильма «Верность», 1965 год)

В институте Наташа познакомилась с Михаилом Самочко. Юноша учился тоже на актерском факультете, только у другого педагога. После третьего курса пара узаконила отношения, и вот уже 50 лет живёт душа в душу.

В 1970-м году дипломированную актрису Наталью Четверикову звали к себе в труппу аж четыре театра, но так получилось, что Наталья и Михаил уехали в Мурманск. Там работал отец актрисы, а старший брат Владимир служил в местном драм. театре.

 

Михаил Самочко (кадр из фильма «Улицы разбитых фонарей-6», 2004 год)

Через три года Ефим Падве предложил чете Самочко вернуться в Ленинград и стать ведущими артистами областного театра драмы. Первый поехал Михаил, а Наталья, будучи в положении, осталась собирать вещи. В мае у супругов родился ребенок, но в декретном отпуске Наталья была всего полгода. Рубен Агамирзян, можно сказать вытащил актрису из декретного отпуска, и сразу зачислил в штат Ленинградского драм. театра им. В. Ф. Комиссаржевской.

На его подмостках сыграла много интересных персонажей: Варвару – «Идиот», Царицу – «Царь Борис», Анну – «Утоли моя печали», Цыганку Азу – «Царский сон», Ариадну – «Гнездо глухаря», Марфу Севастьянову – «Невольницы» и др.

В кино начала сниматься еще студенткой, сыграла небольшую роль в мелодраме «Любить…» (1968 год). В картине были задействованы замечательные советские актеры: Сергей Гурзо (мл.), Алиса Фрейндлих, Светлана Светличная, Антонина Лефтий, Лев Круглый, Александр Эйбожинский, Андрей Миронов и др.

 

кадр из фильма «Семь невест ефрейтора Збруева», 1970 год

Через год Наталья приняла участие в съемках военной ленты «Пятеро с неба», но настоящую популярность и зрительскую симпатию она ощутила после выхода на экраны комедии «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970 год). По сценарию фотография ефрейтора Константина Збруева попала на обложку журнала и сотни девушек написали ему письма. После демобилизации парень отправился в длительное путешествие, чтобы выбрать себе невесту. Премьера прошла с большим успехам. А актеры завоевали навсегда зрительскую любовь: Семен Морозов, Наталья Варлей, Марианна Вертинская, Ирина Куберская, Елена Соловей, Татьяна Федорова, Наталья Четверикова и др.

 

кадр из спектакля «Утоли моя печали», 2013 год

Всего в творческой биографии актрисы насчитывается 19 картин: детектив «Дела давно минувших дней…», мелодрама «Двое в пути», комедия «Шаг на встречу», детская лента «Бабушкин внук», криминальная лента «Улицы разбитых фонарей», драма «Бандитский Петербург-10» и др. Последний раз приняла участие в съемках детектива «Защита свидетелей» (2011 год).

В 1996-м году в семью Натальи Четвериковой пришла беда, умер её отец Анатолий Александрович. Через четыре года сначала ушел из жизни брат Владимир, а следом за ним и мама Людмила Александровна.

 

Наталья Четверикова (фото из свободного доступа в интернете)
В трудную минуту рядом с Натальей Анатольевной всегда находится муж Михаил Иванович. Преодолевать неприятности и несчастья, супругам помогает любовь.
Вспоминая свой творческий путь, актриса ни о чем не жалеет, хотя очень мало сыграла ролей в кино. А ведь П. Тодоровский её приглашал в картину «Городской романс», Ю. Панич — в «Проводы белых ночей», а Г. Панфилов в фильм «В огне брода нет». Но Наталья Четверикова между кинематографом и сценой, выбрала сцену, и считает театр главным делом своей жизни.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

kinoistoria.ru

Четверик Натальи Четвериковой: семья, театр, профессия, судьба

1 июня – юбилей заслуженной артистки России, актрисе театра им.В.Ф.Комиссаржевской — Натальи Четвериковой.

Наталья Четверикова, заслуженная артистка России – одна из легендарных актрис театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Ее учителем, а затем и режиссером был знаменитый Рубен Агамирзян. Именно он заметил необычный дар, яркость и «особость» будущей актрисы на приемных экзаменах в театральный институт.

Четверик Натальи . Источник: Четверик Натальи . Автор: Четверик Натальи

После окончания ЛГИТМиКА девушка поступила в труппу Мурманского драматического театра, и этот период стал хорошей «закалкой» для молодой начинающей актрисы. Через четыре года она пришла в театр своего учителя — знаменитого педагога и режиссера Р.С.Агамирзяна. В труппу, где играли и ее однокурсники, она вошла естественно, заняв свое особое место.

Энергический склад натуры, жизнерадостность, универсальный талант острохарактерной актрисы открыли ей широкие горизонты в реализации творческих задатков. Ее амплуа было востребовано и в период работы Рубена Агамирзяна, и в работе с другими режиссерами. Наталья Четверикова дебютировала в нашумевшей тогда экспериментальной постановке своего учителя — «Женитьбе» Н.Гоголя в роли Агафьи Тихоновны. Еще в начале творческого пути она сыграла в спектаклях «Пять вечеров», «Не беспокойся, мама!», «Если бы небо было зеркалом», «Легенда о шутовском колпаке», «Мои надежды», «Синие кони на красной траве», запомнились ее роли в знаменитых постановках Р.Агамирзяна «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис», памятны ее работы в «Притворщиках», «Идиоте», «Антиквариате», «Яме», «Шуте Балакиреве» и многих других спектаклях.

Она сыграла около семидесяти разноплановых ролей – от лирических, социально-героических до острохарактерных и гротесковых. Режиссеры, приходящие в театр, всегда с удовольствием работали с Натальей Четвериковой. Актриса свободно себя чувствует в пространстве любого жанра – будь то комедия, психологическая драма или экспериментальная постановка.

Яркий талант актрисы был очевиден и для кинорежиссеров – ее первые фильмы «Любить» (1968 г.) и «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970 г.) сделали Наталью Четверикову узнаваемой и популярной. Ее необычная внешность, веселое обаяние и жизнелюбие придавали всем ролям актрисы особую прелесть. Она сыграла в кино более двадцати ролей, и каждая стала запоминающейся. Некоторые из фильмов с ее участием вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Четверик Натальи . Источник: Четверик Натальи . Автор: Четверик Натальи

Энергии этой хрупкой актрисы хватает на всё: многие годы, являясь членом правления Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей, она вела большую общественную работу. За особые заслуги в творчестве в 1978 году актриса была избрана делегатом XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе.

В 1982 г. актрисе было присвоено высокое звание «Заслуженная артистка России». Годы служения театру им.В.Ф.Комиссаржевской не остудили ее творческий пыл, не обесточили ее желание выходить на сцену, работать над ролями. Занята в спектаклях: «Утоли моя печали», «С тобой и без тебя», «Живой товар», «Невольницы».

Художественный руководитель театра им.В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России Виктор Новиков: Наташа Четверикова – одна из любимых учениц Агамирзяна. По-разному складывалась судьба – в кино и в театре. Был фильм «Семь невест ефрейтора Збруева», благодаря которому страна узнала курносую девчонку огромного обаяния и любви; были спектакли, где она прекрасно и разнообразно играла самые разноплановые роли. Поражает ее обаяние, ее бескорыстная любовь к профессии. Она никогда не «хныкала», ничего не просила, никогда ни перед кем не унижалась. Наташа всегда сохраняет самоуважение и абсолютную самодостаточность. Многие годы гастроли нашего театра начинались 1 июня – и это было всегда не только начало гастролей, но и день Рождения Наташи Четвериковой, на который собирались и труппа, и ее курс, и ее семья. У нее изумительная театральная семья, муж (актер МДТ Европы), который ее боготворит. И она сама никогда не позволяла никаких «вольностей». Наталья с детства любила театр, и вся ее творческая жизнь – посвящение одному театру – им.В.Ф.Комиссаржевской.

www.vashdosug.ru

Наталья Четверикова: Я не имею права быть несчастливой — Культура

Известная петербургская актриса отмечает в 2014 году творческий юбилей — сорок лет на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской! А 1 июня у нее еще и день рождения

Петербурженка в пятом поколении, ученица Рубена Агамирзяна Наталья Четверикова принадлежит к плеяде талантливых, честных и невероятно работоспособных петербургских актеров, тех, кто еще даст фору многим молодым. Ее знает не только Петербург — благодаря кино это улыбающееся, лучащееся доброжелательностью лицо стало известно стране по фильмам «Семь невест ефрейтора Збруева», «Вылет задерживается», «Девочка, хочешь сниматься в кино?», «Шаг навстречу» и другим. Накануне профессионального юбилея и дня рождения Наталья Четверикова ответила на вопросы нашего корреспондента.


НЕЛЬЗЯ ПРИНОСИТЬ В ТЕАТР ПОХОРОНЫ БАБУШКИ ИЛИ БОЛЕЗНЬ РЕБЕНКА

— Наталья Анатольевна, как вы попали на курс Агамирзяна?
— В 1966 году Рубен Сергеевич Агамирзян впервые набирал свой собственный курс (до этого он работал с Борисом Зоном), а параллельно набирала студентов Татьяна Григорьевна Сойникова. Я прошла все три тура, и Сойникова хотела меня уже брать к себе, но Агамирзян сказал решительное «Нет!». Позднее, когда на актерско-режиссерском курсе Сойниковой я была занята в отрывках, которые ставили ее ребята, она сказала, что жалеет, что я не у нее училась. Приятно это было слышать, но я до сих пор верна и благодарна Рубену Сергеевичу — на всю жизнь! Его нет уже с 1991 года, но до сих пор он — словно мой ангел-хранитель в профессии.

— Что же такое Агамирзян давал своим ученикам, что помнится так долго?
— Во-первых, он говорил: «Надо быть верным самому себе». И я верна самой себе всегда. Во-вторых, он учил нас: «Никогда не меняйте театр. Пришли в один и будьте в нем: везде одни и те же проблемы. Будьте верны театру». Еще он говорил: «Что бы у вас ни случилось, оставляйте это за порогом. Нельзя приносить в театр похороны бабушки или болезнь ребенка». Он всегда требовал, чтобы в репетиционном зале мы были раньше его. Сам Рубен Сергеевич приходил вовремя или за пару минут до начала репетиции. Если ему доводилось опоздать (хоть на минуту), он обязательно говорил нам: «Извините, пожалуйста, я опоздал». С нами он был очень строгий, жесткий в решениях, но зато воспитал внутреннюю дисциплину. Позже, с другими курсами, уже стал помягче. А нас спасало море юмора и вечный хохот. Я точно прохохотала все четыре года, пока училась, — от удовольствия, от счастья, что я учусь у него, что просто общаюсь с ним. Он обладал потрясающим чувством юмора и был великолепным педагогом: сумел передать нам свои жизненные наблюдения. Ведь он и войну познал, и судьба у него складывалась не ох как гладко… У него был такой жизненный багаж! Рубен Сергеевич был очень дружен с Константином Симоновым и многими другими известными писателями и поэтами. Рядом с ним была супруга, Галина Иосифовна, верный друг, театровед, которая могла многое подсказать. Хотя и сам Рубен Сергеевич был кладезем знаний и мудрости: по любому поводу можно было к нему обратиться, и он на все вопросы мог ответить. Он так тонко понимал людей: у него же учителя какие — Зон, Товстоногов… А мы… Просто наше поколение послевоенное, оно благодарное. Когда Агамирзян входил в 35-ю аудиторию — словно праздник был у всех. И курс у нас был замечательный! Такие ребята… Многие уже, увы, ушли.

С Иваном Краско в спектакле «Утоли моя печали…».

— Вы выпускной свой спектакль помните?
— «Звезда» Казакевича — это был дипломный спектакль. Должны были еще «Опасный поворот» Пристли поставить, но не успели. Ведь по окончании института в 1970 году я уехала вслед за мужем в Мурманск…

— Ваш муж Михаил Самочко тоже актер…
— Он учился параллельно, у Сойниковой, а теперь уже много лет работает в МДТ. Мы поженились перед четвертым курсом, и в этом году уже будет 45 лет, как мы вместе….

— Но наверняка Агамирзян предлагал вам остаться?
— Меня после окончания учебы звали четыре ленинградских театра, четыре режиссера: Гинкас — в Театр драмы «На Литейном», Голиков — в Театр Комедии, Опорков — в «Ленком» и Рубен Сергеевич. Но так уж у нас с мужем получилось, что мы уехали в Мурманск. У меня в этом городе работал папа, и я, когда к нему ездила еще по окончании школы, бывала в областном театре драмы. Там три четверти труппы были выпускники наши, к тому же мой брат Володя, окончивший ЛГИТМиК чуть раньше, чем я, общался с режиссером Овечкиным, который ставил в этом театре спектакли. Там вообще была сильная режиссура: Киселев, Келле-Пелле, Овечкин… Мы приехали туда парой, и нас взяли сразу. Бесконечно звонил в Мурманск Опорков, а потом Падве позвал меня и мужа, когда мы там работали уже третий год. Миша уехал в январе, а я, будучи в положении, осталась собирать контейнер и уехала только в мае. На сносях. Как я это все осуществила, не понимаю теперь… До седьмого месяца героинь играла! Приехала, родила, взяла отпуск по уходу за ребенком, из которого меня Рубен Сергеевич через полгода и взял в Театр Комиссаржевской.

— Я вас впервые в этом театре видела в роли Хатии в спектакле по Нодару Думбадзе «Если бы небо было зеркалом»…
— Это был ввод. И очень долго мы играли с Корольчуком этот спектакль. Абросимова и Особик были уже очень взрослыми, вот нас и ввели. Играли и долго, и много: бывало и по два спектакля в день — утро-вечер.

— А как вам работалось с Агамирзяном-режиссером?
— Потрясающе! Считалось, что я была одной из его любимых учениц. И сколько я себя помню, все, что он говорил, я ловила с ходу — мне даже вопросов никаких ему задавать не надо было.

— Означает ли это, что у мастера и учеников всегда «одна группа крови»?
— Не всегда. Были среди наших и те, кто с ним очень тяжело работал. С курса Агамирзян брал к себе в театр человек 15 — 16, а когда я вернулась из Мурманска, в труппе уже было человек пять всего. Кто-то сам отсеялся, кого-то он сам попросил. Но при этом Рубен Сергеевич всегда думал об артисте, о его развитии, ценил это развитие. Мы получали очень разноплановые роли. И когда я вернулась и со мной в феврале 1974 года начал Суслов репетировать ввод в «Проходной балл», Агамирзян пришел на репетицию.

Посмотрел, потом подошел и говорит: «Ты там что — много играла?» Я говорю: «Да, у меня в Мурманске десять ролей огромных было». Он: «Оно и видно. Молодец!» Так приятно было… Сначала были вводы, а потом случился мой дебют — «Женитьба», роль Агафьи Тихоновны: двадцать пять репетиций, а премьера — двадцать шестая… Потом была большущая роль — Мария Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому. И пошло, и пошло…

— А есть какая-то роль, которая памятна тем, что над ней вам пришлось помучиться?
— Это относительно недавняя Марфа в «Невольницах» по Островскому в постановке Георгия Корольчука, моего сокурсника. Это вообще первая роль, которая мне трудно далась. И до сих пор я в день этого спектакля ничего не могу делать, ничем не могу посторонним заниматься. А ведь поначалу Марфа мне показалась незамысловатой… А потом я вдруг «копнула» ее и такую высокую планку себе поставила! Мне показалось, что ее нужно немного осовременить, приблизить из века XIX к нам, к нашему времени, сделать узнаваемой. Корольчуку понравилось, он принял эту Марфу — такую, что теперь зрители после спектакля говорят: «Ой, у нас такая же на работе» или «Ох, у меня соседка точно такая».

Кадр из фильма «Семь невест ефрейтора Збруева».


У МЕНЯ БЫЛ ВЫБОР: КИНО ИЛИ ТЕАТР, И Я СОЧЛА, ЧТО ГЛАВНОЕ — ТЕАТР

— А кино? Вы же так много снимались еще студенткой…
— На первом еще курсе я снялась вместе с Гурзо в фильме Михаила Калика «Любить». Но многие роли потом были эпизодическими. Агамирзян меня не отпускал сниматься. У меня столько главных ролей в песок ушло! Тодоровский хотел меня снимать в «Городском романсе»… На втором курсе я должна была сниматься в «Проводах белых ночей» у Панича. Пришла депеша в институт — Рубену Сергеевичу: «Отпустите Четверикову». Но он сказал: «Либо не снимайся, либо уходи с курса». Тогда это было строго-настрого… Панфилов звал меня в фильм «В огне брода нет» — играть одну из подруг… У меня был выбор: кино или театр, и я сочла, что главное — театр.

— Мне кажется, что для вас не существует проходных или эпизодических ролей — все главные, все для вас — счастье…
— Как говорил Юрий Шварцкопф, который долгие годы был директором нашего театра: «Наташа, ты каждый спектакль играешь как премьеру или как последний раз». Я не люблю вполноги — всегда играю с полной отдачей. Такой у меня характер: я просто убеждена, что если уж мне посчастливилось родиться после войны, после блокады, я не имею права быть несчастливой. Счастье и любовь окружали меня всю жизнь, и с их помощью нам с мужем удается преодолевать любые неприятности.

Фото предоставлены пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

www.vppress.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *