Дэвид Хокни: Сэлинджер от живописи
Художник, график и фотограф Дэвид Хокни (David Hockney) нашел свой стиль в 1970-х. И хотя в его творчестве были и фотоколлажи, и рисунки на iPad, мировую известность ему принесли изображения бассейнов и парные портреты в интерьере. Юбилейный, 80-й год Хокни встретил в ранге самого дорого художника современности. Аукционный дом Christie’s продал одну из самых известных его работ почти за $100 000 000 США.
Дэвид Хокни на террасе своего дома в Лос-Анджелесе с книгой, на развороте которой — его работа «Сад с синей террасой» 2015 г.Хокни родом из Бредфорда, Йоркшир. Учился через пень колоду, но с детства любил рисовать. Отец, художник-любитель, отдал мальчика в Школу искусств. Затем —Королевский колледж в Лондоне, первые выставки, в начале 1960-х переезд в США.
Он осел в Калифорнии, но продолжает называть себя британским художником. Его выставки на родине бьют все рекорды посещаемости, а Королева наградила британца орденом «За заслуги перед Отечеством». От рыцарского же звания он отказался.
По опросам авторитетных изданий, его называют британским «Зевсом», художником художников, чья слава сравнима разве что с великими именами прошлого в лице Гейнсборо или Тёрнера.
Дэвид Хокни. «Ню», доска, масло. 1957.- Фото:
- © David Hockney
- Фото:
- © David Hockney
- Фото:
- © David Hockney
Хокни всегда увлекался графикой. В интервью признается, что она кормила его всю жизнь. Так именно первые успешные гравюры дали ему возможность начать работать в США. Он попал в богемную тусовку, а знакомство с Энди Уорхолом (Andy Warhol) открыло перед юношей двери нью-йоркского арт-мира. В роли «продюсера» будущего мэтра выступил известный искусствовед и арт-дилер Генри Гельдцалер (Henry Geldzahler). Благодаря ему Хокни обрел заказчиков (преимущественно из обеспеченной публики, облеченной властью) и, как сам признавался, уже в конце 1970-х при желании мог отойти от дел, скопив состояние. Но одной славы ему было недостаточно. Художнику всегда нравилось экспериментировать.
Дэвид Хокни. «Генри Гельдцалер и Кристофер Скотт», 1969.- Фото:
- © David Hockney
Его первые работы, выполненные в Англии, отличались нарочитой наивностью в сочетании с кислотными цветами. В 1961 году он принял участие в программной выставке Young contemporaries («Молодые современники»), ознаменовавший собой рождение британского поп-арта. Самого Хокни впоследствии не раз называли отцом этого движения у себя на родине.
Американский период творчества начался с серии гравюр, отсылающих к сатире Хогарта. «Похождения молодого повесы» в изображении Хокни — это мрачноватые графические комиксы про классического юношу–ботаника. Серия имела такой успех, что получила продолжение, подкрепленное солидным гонораром.
Дэвид Хокни. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», холст, акрил, 1972. В ноябре 2018 картина была продана с аукциона за рекордную сумму в 90,3 млн долларов.- Фото:
- © DAVID HOCKNEY
Художник вспоминал, что влюбился в Америку еще в детстве — из-за ярких красок и глубоких теней, которые он видел в кадрах, изображающих заокеанский пейзаж в прокатных фильмах. Его подлинной любовью стала Калифорния, которую он открыл для себя в конце 1960-х. Именно тогда он впервые начал писать пейзажи с бассейнами, наполненные светом и воздухом. Пронзительное солнце, голубизна воды и неба, сочные, яркие краски тропиков — стиль Хокни сформировался. Отвечая на вопрос, почему он выбрал именно эту тематику, художник говорит, что его всегда увлекало изображение воды, передача объема на плоскости средствами живописи.
Дэвид Хокни. «Большой всплеск», холст, акрил, 1967.- Фото:
- Tate Britain/ © David Hockney
Самой известной работой этих лет стала картина «Большой всплеск», изображающая секундное мгновение, когда прыгун только погрузился в воду. Классика Хокни в этом жанре — «Питер вылезает из бассейна Ника», на которой изображен его партнер, модель Питер Шлезингер. Картины Хокни с гомосексуальным подтекстом также стали приметой эпохи.
Дэвид Хокни. «Питер вылезает из бассейна Ника», холст, акрил. 1966.- Фото:
- © DAVID HOCKNEY
- Фото:
- © DAVID HOCKNEY
Художник много занимался иллюстрацией. В частности, создал цикл, посвященный сказкам братьев Гримм. Также он известен как сценограф: например, его часто привлекали к созданию декораций для оперного театра Метрополитен.
В 1980-х Хокни прославился вторично, уже как фотограф. Он начал создавать пейзажи в технике фотоколлажа, накладывая десятки кадров одного и того же места друг на друга. Мастер мог сделать несколько тысяч снимков, и лишь треть из них попадала на полотно. Как было, например, с картиной «Шоссе Пирблоссом», за которой долго охотился Музей Гетти.
Дэвид Хокни. «Портрет Билла и Одри Уалдер», фотоколлаж из поллароидных снимков. 1982.- Фото:
- Richard Schmidt/Tate Britain/ © David Hockney
Важная часть творчества Дэвида Хокни — портреты в интерьере и на фоне домов заказчиков. Как правило, они построены по одной схеме: фигуры расположены симметрично, фоном служит полотно стены, предметы обстановки становятся полноправными героями художественного произведения.
Дэвид Хокни. «Кристофер Айшервуд и Дон Бачарди», холст, акрил. 1968.- Фото:
- Tate Britain/ © David Hockney
- Фото:
- TATE BRITAIN/ © DAVID HOCKNEY
Мастер редко прописывает лица, хотя сходство, безусловно, угадывается, предпочитая раскрывать образ через интерьер, предметную среду. Так, вибрирующий цвет выдает нервный характер отношений в паре. Статика, как, например, на полотне «Американские коллекционеры», изображающем солидную пару на фоне их особняка, служит приметой официоза, рамок, ограничивающих жизнь этих людей. Интерьеры с полотен Хокни становятся эталонными. Многие декораторы учатся по ним колористике и психологическому контексту.
Дэвид Хокни. «Американские коллекционеры (Фрэд и Марсия Вайсман)», холст, акрил. 1968.- Фото:
- © DAVID HOCKNEY
- Фото:
- Tate Britain/ © David Hockney
Во многом композиции Хокни отыгрывают его концепцию изображения из камеры обскура. Постмиллениум был отмечен нашумевшей книгой Хокни, изданной в соавторстве с физиком Чарльзом Фалько, в которой они утверждали, что полотна старых мастеров — своего рода раскраски, перспективные построения, созданные с помощью оптических инструментов.
Используя ту же камеру обскура, художник лишь обводит на холсте то, что показывает линза. Теория Хокни, которую он с переменным успехом пытался доказать рядом художественных экспериментов, встретила резкое неприятие искусствоведов и критиков. Что однако не помешало ВВС снять по ней научно-популярный фильм, отражающий эту спорную, но занимательную гипотезу.
Дэвид Хокни. «Интерьер с синей террасой и садом», холст, акрил. 2017.- Фото:
- © DAVID HOCKNEY
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
www.elledecoration.ru
10 фактов из биографии художника • Интерьер+Дизайн
Живописец, график, фотограф, сценограф, живой классик британского искусства Дэвид Хокни (David Hockney, р. 9.07.1937) отмечает 80-летний юбилей. Почти 60 из них он потратил на то, чтобы построить свой счастливый мир при помощи кисти и холста.
Д. Хокни. Портрет художника (Бассейн и два силуэта). 1971. Холст, акрил.Хокни — главный герой арт-года. Калифорнийские бассейны, пейзажи, портреты, оптические эксперименты — более 160 работ показывает парижский Центр Помпиду. До этого обширную ретроспективу подготовила Tate Britain, RA (Королевская Академия искусств в Лондоне) организовала выставку его портретов. Его называют самым влиятельным британским художником (20 тыс. билетов на выставку Хокни в Тейт были распроданы еще до открытия — рекордный показатель для галереи).
«Борис» Хокни — сын бухгалтера из Брэдфорда. Отец в свободное от службы время посещал вечерние курсы в местной художественной школе и, сочувствуя коммунистам, одевался в духе кубинского лидера Фиделя Кастро. Подражавший отцу Дэвид в том же сэконд-хэнде покупал вещи «под русского крестьянина», за что получил прозвище «Борис». «Отец научил меня не обращать внимания на то, что скажут соседи». Мать — Лаура Хокни — была вегетарианкой (редкость в то время) и методисткой, воспитывала детей в религиозном духе.
Скандал в Королевском колледже искусств Хокни отказался писать дипломную работу, заявив, что художника можно оценивать только по его работам. Администрация пригрозила, что не выдаст ему бумагу об окончании. Студент в знак протеста нарисовал скетч под названием «Дипломная работа» (The Diploma). Учитывая растущую уже в то время популярность Хокни, после скандала художник все-таки получил диплом.
Мальчик в рыбе. Офорт. Акватинта. 1969-70.Сказки В 1960-х Хокни работал как иллюстратор. По словам Хокни, он прочел все 350 сказок братьев Гримм. 39 офортов на медных пластинках были выполнены для шести из них: «Рапунцель», «Птица-найденыш», «Старый Ринкранк», «Маленький морской заяц», «О том, кто ходил страху учиться» и «Румпельштильцхен». Художник использовал старую и достаточно изощренную технику акватинты для того, чтобы добиться глубокого черного цвета.
Калифорния и мужская красота В Калифорнии Хокни прожил 30 лет, впервые приехав сюда в 1964 году. «Калифорния по-настоящему потрясла меня… Где-то в глубине себя я уже знал, что полюблю ее. Когда мой самолет пролетал над Сан-Бернардино, и я увидел бассейны и дома, и солнце — это взволновало меня больше, чем какой-либо другой город… Я никогда не видел таких домов». В Лос-Анджелесе Хокни начал писать натуралистичные произведения: на них были души и бассейны с прозрачной голубой водой, тропическая растительность и, конечно, мужские фигуры. В качестве набросков Хокни начал использовать полароидные снимки. Музой и любовником художника стал Питер Шлезингер, с которым он познакомился в 1966 году. В Калифорнии созданы знаковые работы: «Большой всплеск», «Калифорнийский коллекционер», «Питер вылезает из бассейна Ника», «Политая лужайка» и др.
Восемь раз на выставке Пикассо В 80-х Дэвид Хокни делал фотоколлажи, которые называл joiners (англ. «столяры»). Множество полароидных снимков одного и того же объекта художник разрезал на куски и воссоздавал первоначальное изображение уже в виде коллажа. Иногда фото могли делаться в разное время или с разного ракурса, что создавало ощущение «динамики изменений». Работы Хокни, выполненные в технике фотомонтажа, сравнивают с кубизмом, учитывая интерес художника к данному направлению: в 1960 году Хокни, по собственным воспоминаниям, восемь раз посетил выставку Пикассо в галерее Тейт. В 1985 году Дэвид Хокни сотрудничал с Vogue и даже сделал портрет Селии Биртвел в технике коллажа для обложки журнала. Хокни утверждает, что кубизм так и не получил должного развития, поскольку подавляющее большинство воспринимает его лишь как стиль, не более.
Тезис Хокни-Фалько В 2001 году Дэвид Хокни вместе с физиком Чарльзом М. Фалько (р. 1948), специалистом в области оптики тонких пленок, выдвинули теорию, которая впоследствии получила название «гипотеза Хокни-Фалько». Суть гипотезы была в том, что прогресс, достигнутый в западноевропейской реалистичной живописи с началом Ренессанса вызван исключительно техническим прогрессом (появлением камеры-обскура, камеры-люцида и сферических зеркал), а не эволюцией мастерства и талантом живописцев. Хокни опубликовал книгу «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров» (англ. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters, 2001).
После смерти любимой таксы Стэнли в 2004 году Хокни вернулся в Йоркшир и стал писать йоркширские пейзажи, мысленно возвращаясь назад в солнечные края. «Простая смена времен года становится чем-то особенным для того, кто долго жил в Калифорнии». Оранжевые стволы, едко-зеленая трава, фиолетовая земля, ярко-бирюзовые деревья… Это полотно Хокни «Зимний лес» (2009). Британские тусклые кусты и травы предстают в пышном цвету, поля залиты солнцем — живопись в духе Ван Гога и примитивистов.
«Сборные» полотна Многие картины Хокни имеют гигантские размеры, составлены они могут быть из 6, 15, 32, 60 (!) холстов. Например, «Приход весны в Волдгейте», Восточный Йоркшир, 2011, достигает более 3 метров в высоту и 10 в длину. Все это для того, чтобы зритель мог «войти в пейзаж, ощутить себя внутри». Cвою самую большую картину — Bigger Trees Near Warter (4,6 на 12 метров) — Хокни подарил лондонской Tate. Дэвид Хокни также автор шестиметрового витража Вестминстерского аббатства.
С сигаретой в зубах Хокни — курильщик с огромным стажем, chain smoker, как говорят англичане. Активно выступал за отмену запрета на курение в пабах, утверждая, что это «уничтожит богемную жизнь».
«Я согласен со старой китайской истиной: живопись требует трех вещей — руки, глаза и сердца»
Акварель, масло и «цифра» Хокни, который, по его словам, «никогда не изменял живописи» и в совершенстве освоил жанр картины, еще и экспериментировал с Polaroid, факсом, компьютером, а в 73 года увлекся продукцией Apple — сделал серию пейзажей на iPhone и iPad при помощи приложения Brushes. С момента, когда он открыл для себя «цифровые игрушки», художник нарисовал сотни портретов, натюрмортов и пейзажей. «Потребовалось некоторое время, прежде чем я осознал, насколько это серьезный прибор. Я считаю это восхитительным изобретением».
www.interior.ru
такой разный Дэвид Хокни — Bird In Flight
Летом 1964 года 27-летний Дэвид Хокни будет приглашен преподавать в американский город Айова-Сити. Питер Адам напишет в его биографии: «Хокни даже не знал, где на карте находится Айова-Сити. Он приобрел очки в роговой оправе — „Мне кажется, мой вид отличается от всех остальных“ — и за рулем кабриолета „Форд Фалькон“ отправился в Айову, подбирая попутчиков и останавливаясь в дешевых придорожных мотелях. Хокни был хорошим преподавателем, хотя сам он утверждает, что был ужасным педагогом, не знавшим, что сказать, когда ему не нравилась работа ученика».
Фрагмент этот лучшим образом характеризует Дэвида Хокни. Даже в преклонном возрасте он приветствует новое и не боится экспериментов. Интересы его обширны: фотография, графика, живопись, театр, иллюстрация.
Хокни родился в 1937 году в городе Брэдфорд и был четвертым из пяти детей бедного клерка Кеннета Хокни. Родители были пацифистами и вегетарианцами. Отец участвовал в движении ядерного разоружения и писал письма Нассеру, Хрущеву и Ганди. В одиннадцать лет Дэвид заявил, что хочет быть художником. «Я любил визуальный мир — плакаты, открытки, цветные вещи. Я думал, что все это и создает художник».
Отучившись в Школе искусств Брэдфорда, он отправился в лондонский Королевский колледж, где встретил американца Рона Б. Китая. Китай, сам впоследствии знаменитый художник, вспоминает: «Мы прибыли в Королевский колледж искусств в один и тот же день, вместе с восемнадцатью другими студентами. Хокни тут же сделал рисунок скелета, висящего на стене. Мне показалось, что это самый искусный, самый красивый рисунок, который я когда-либо видел. Я учился в художественной школе в Нью-Йорке, я учился в Вене. У меня уже был опыт, но я никогда не видел такого красивого рисунка. Поэтому я сказал этому малышу с короткими черными волосами и большими очками: „Я дам тебе пять фунтов за этот рисунок“. Он посмотрел на меня и подумал, что я богатый американец, и действительно — у меня было 150 долларов в месяц для поддержки своей маленькой семьи. После этого я продолжал покупать рисунки Хокни».
birdinflight.com
Дэвид Хокни, адепт современного искусства
Дэвид Хокни (David Hockney) — одна из наиболее значимых личностей в сфере поп-арта, самый влиятельный британский художник, сперва послевоенного периода, а затем — вообще всех времён (по результатам общенационального опроса 2011 года, в котором поучаствовали 1000 профессиональных художников и скульпторов со всей Британии), один из общепризнанных революционеров мира искусства в целом, и арт-рынка, в частности. А кроме того — фотограф, художник-оформитель, гравер. Соавтор скандального «Тезиса Хокни-Фалько». Кавалер британских Ордена Заслуг и Ордена Кавалеров Чести.
Таков медийный образ Дэвида Хокни, однако за его ширмой скрываются смелость предлагать на суд традиционалистов нечто нонконформистское, активная и целенаправленная работа в различных сферах искусств, последовательная гражданская позиция и уважение «к корням». Последнее не помешало Дэвиду выдвинуть в 1999 году тезис, что многие мастера прошлого, начиная с эпохи Ренесанса, использовали различные методы проекции, в частности камеру-обскуру, камеру-люциду и сферические зеркала, для создания более реалистичного изображения.
Гипотезу Хокни подхватил Чарльз М. Фалько, уважаемый американский физик и профессор оптики, в соавторстве с которым в 2001 году они издали книгу «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров». Данная работа была очень бурно встречена как художественным, так и научным сообществами, подвергшись критике. Однако ни подтвердить, ни полностью опровергнуть ее так никто и не смог.
Канал BBC посвятил этой теме часовой документальный фильм и гипотеза «ушла в народ».
Мысль об использовании мастерами прошлого приспособлений для проекции посетила Дэвида на выставке работ Жана Огюста Энгра. К выдающимся художникам прошлого и настоящего, несмотря хулиганский характер многих своих работ, Хокни всегда относился с достаточным уважением. Так, в 60-м году 23-хлетний юноша, по его собственным воспоминаниям, восемь раз посетил выставку Пикассо в галерее Тейт. С тех
estetico.me
ХОКНИ ДЭВИД — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
/ Ориг.: англ. David Hockney
Современный английский художник, график, фотограф. В 2011 г. признан самым влиятельным британским художником XX – XXI вв.
Детство и юность
Дэвид стал четвертым из пяти детей в семье Лауры и Кеннета Хокни. В нем рано проснулся интерес к творчеству, вероятно, под влиянием отца. Кеннет Хокни был бухгалтером, однако в свободное от работы и семейных забот время посещал художественные курсы и проводил свой досуг за рисованием. Родители Дэвида были неординарными людьми, так его мать Лаура была последовательницей методистской церкви, вегетарианкой, она воспитывала детей в религиозном духе. Начальное образование Дэвид получил в Веллингтонской начальной школе, затем обучался в Брадфордр Граммар Скул. Окончательно определившись в выборе профессии, в 1953 г. Хокни поступил в брадфордский колледж искусств, а затем с 1959 г. продолжил свое художественное образование в Лондонском Королевском колледже изящных искусств.
Становление и творчество
Будучи еще студентом королевского колледжа, Хокни принял участие в нашумевшей выставке 1960 г. «Молодые современники», ознаменовавшей приход поп-арта в Великобританию. Несмотря на то, что в этот период произведения Хокни были близки к данному направлению, в его работах также прослеживается влияние экспрессионизма, вероятно пришедшего в его творческую манеру через изучение работ Ф. Бэкона.
В 1962 г. Хокни должен был завершить обучение в колледже, исполнив дипломную работу – изображение женской фигуры. Однако он отказался это делать, заявив, что художника можно оценивать только по тем работам, которые он сделал по собственному желанию. Администрация колледжа в свою очередь сообщила, что в таком случае не сможет выдать Хокни диплом об окончании этого учебного заведения. В отместку Дэвид написал скетч-пародию «Диплом». В результате аттестационная комиссия, учитывая все предыдущие учебные заслуги и растущую известность Хокни, засчитала эту работу и выдала художнику диплом об окончании колледжа. В 1963 г. Дэвид преподавал в колледже изящных искусств Мэидстоун.
В 1964 г. Хокни принял решение переехать в США. Он поселился в Лос-Анджелесе, чьи пейзажи и городской ландшафт вдохновили художника на создание серий работ, посвященных воде. Особенно часто Дэвид писал бассейны, добиваясь акрилом неожиданных цветовых решений. В результате именно этот сюжет принес ему популярность.
В 1960-1970-е Хокни жил между Лос-Анджелесом, Лондоном и Парижем. Помимо пейзажей в этот период он активно работал в жанре портрета. Среди его моделей – родители, друзья, возлюбленные, коллеги по цеху, известные личности и многие другие. Со временем сам Хокни превратил себя в объект изображения – он создал более 300 автопортретов. Также он активно работал в графике, создавая литографические пейзажи Лос-Анджелеса, иллюстрации к определенным темам, явлениям, книгам. В 1973-1976 гг. сотрудничал с бельгийским графиком Альдо Кроммелинком, в мастерской которого он создал серию из 20 отпечатков — «Голубая гитара: Офорты Дэвида Хокни, вдохновленные Уоллисом Стивенсом, которого вдохновил Пабло Пикассо».
В начале 1980-х Хокни заинтересовался фотографией и фотоколлажами. Он разработал авторскую технику, заключающуюся в фотографировании статичного объекта с одного ракурса, иногда допуская его небольшое изменение. Затем художник разрезал сделанные полароидом снимки на множество частей, а затем соединял их вместе уже в виде коллажа. Этот способ «видения» объекта Хокни придумал случайно. Однажды работая над картиной, он сделал несколько снимков своей гостиной, разорвал их, а потом склеил обратно, не пытаясь, однако, добиться единой композиции. Получившееся изображение как будто проводило зрителя по комнате, разделяя ее на структурные элементы, подобно кубистическим композициям. Уже в 1985 г. журнал Vogue для оформления обложки номера заказал Хокни портрет Селии Биртвел, выполненный в стиле фотоколлажа.
Для Хокни характерна работа сериями, и в 90-е он вернулся к истокам, работая над изображением воды (серия «Волна»), собак (серия «Дни собаки»), пейзажей (серия произведений, посвященных Йоркширу).
В 1999-2001 гг. художник выполнил более 200 портретов, используя камеру-люциду. Обращение к этому инструменту произошло после того, как Хокни посетил ретроспективную выставку Доминика Энгра. Дэвид обратил внимание на тщательность прорисовки разнообразных деталей на портретах известного французского живописца XIX в. Графические работы Энгра напомнили художнику произведения его современника, Энди Уорхола, которые тот создавал при помощи обводки проекции фотографии на холсте. Хокни предположил, что Энгр, как и многие другие художники, мог использовать специальный оптический прибор, чтобы добиться максимальной правдоподобности. По мнению Дэвида, еще живописцы эпохи Возрождения начали прибегать к этому инструменту. В 2001 г. Хокни опубликовал книгу «Секретное знание: новое открытие утраченных техник старых мастеров», где изложил свою гипотезу, получившую впоследствии название «гипотеза Хокни-Фалько». Высказанное в издании предположение о повсеместном использовании камер-люцид было воспринято широкой публикой с интересом. В научной среде также нашлись сторонники гипотезы, правда, немногочисленные – среди них был физик Чарльз Фалько, специалист по оптике тонких пленок, выступивший с обоснованием догадки Хокни. Тем не менее, большинство искусствоведов и историков науки не поддержали гипотезу Хокни-Фалько. Среди контраргументов они выдвинули отсутствие письменных свидетельств об использовании камер-люцид, а также недостаточное развитие оптической техники в рассматриваемый период (XIII – XIX вв.). Так или иначе, Хокни проводил художественные сессии с использованием оптических инструментов, правда, все эти практики носили графический характер.
В 2000-е Хокни активно осваивал возможности современных технологий в области живописи и декоративного искусства, создав более сотни работ при помощи Ipad. Например, при помощи этого устройства он разработал занавес (176 кв.м.) для Венской оперы. Нельзя не отметить, что свои первые дизайны для театра Хокни создал еще в 1960-е. Он активно сотрудничал с оперными театрами Лондона, Нью-Йорка, Мехико, Сан-Франциско, Чикаго и др.
В творческой карьере Хокни насчитывается более 400 персональных выставок и участие в 500 групповых. Такая продуктивность обусловлена особым отношением художника к работе, в интервью изданию Esquire он заявил: «Я работяга и всегда был таким. Счастливее всего я чувствую себя за работой. Поэтому я работаю каждый день, и в выходные тоже. Я до сих пор могу простоять у холста за работой семь часов кряду — художники не выходят на пенсию».
В конце 1970-х он принимал активное участие в открытии Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, став одним из его основателей. В последние годы (2016-2018 гг.) в Европе и США прошли ретроспективные выставки Хокни, где были представлены 82 портрета, написанные за 24 часа – каждая модель позировала художнику по 6-7 часов три дня подряд. В ноябре 2018 г. его картина «Бассейн с двумя фигурами» была продана на аукционе «Кристи» за рекордную сумму в 90 млн. 300 тыс. долларов, сделав Хокни самым «дорогим» из ныне живущих художников.
w.histrf.ru
Дэвид Хокни: биография и информация
Дэвид Хокни — один из основателей поп-арта, художник, фотограф, сценограф, график. С 2012 года обладатель членства британского ордена Заслуг. Его называют классиком британского искусства, а его работы являются одними из самых дорогих в мире. Его знаменитая картина «Всплеск» была продана почти за 5,5 миллиона долларов.
Дэвид Хокни: биография
Хокни родился 9 июля 1937 года. Родом он из небольшого английского городка Брадфорда, который расположился в графстве Уэст-Йоркшир. Семья его была строгих нравов. Родители мальчика очень чтили церковные традиции. Несмотря на это, молодой Дэвид обладал характером вспыльчивым и бунтарским. С малых лет мальчик интересовался рисованием. Развитию хобби способствовал отец Дэвида – Кен Хокни. Он работал бухгалтером, но интерес к живописи у него появился достаточно давно и в свободное время мужчина занимался рисованием, а вечерами брал уроки живописи.
Образование
После окончания средней школы Дэвид Хокни (фото представлено выше) поступил в художественный институт. Учеба шла ровно, талант молодого человека раскрылся позднее. Однако в это время активно проявлялся бунтарский характер Дэвида. Для выпуска из института требовалось написать дипломный проект, но молодой художник отказался это делать. Администрация учебного заведения пригрозила ему невыдачей диплома. В ответ на угрозу Хокни рисует скетч под названием «Дипломная работа». Несмотря на сумасбродство молодого человека, администрация института пошла ему навстречу и вручила диплом об окончании обучения.
Служба
После завершения учебы в институте Хокни попадает на гражданскую службу. В это время молодой человек не остается равнодушен к политической жизни. Он рисует несколько плакатов, посвященных ядерному разоружению. Возвратившись через два года, Дэвид отправляется в Лондон и поступает в Королевский колледж искусств.
Новый образ жизни
В это же время молодой человек знакомится с известным американским художником Р.Китаем, посещает множество выставок, знакомится с работами Пикассо. Картины знаменитого художника произвели впечатление на Дэвида, он восемь раз посещает выставку его работ.
В 1961 году Дэвид Хокни является участником выставки молодых современников.
Этот период оставил отпечаток на мировоззрении Хокни. Он меняет свое отношение к жизни и к творчеству. Молодой человек принимает решение уехать в Америку.
Жизнь в Америке
Обосновавшись в Нью-Йорке, Дэвид Хокни заводит знакомства со многими интересными людьми, среди которых Энди Уорхолл. Общение с известной личностью в мире поп-арта, а также очарование и движение большого города, вдохновляют молодого человека написать серию гравюр («Похождение молодого повесы»). Главным действующим героем картин стал молодой человек – провинциал, еще не искушенный в современном мире возможностей.
Первый крупный заказ
Работы Дэвида имели успех, и он получает первый крупный заказ. Ему нужно было создать декорации к опере для фестиваля в Глайнбурне, проходившем в 1975 году.
Жизнь в Америке покорила Хокни. Вскоре он принимает решение перебраться в Лос-Анджелес. Именно здесь он раскрывается как талантливый художник и получает известность и признание. Основными темами его работ становятся: взаимодействие света и воды, а также красота мужчин и мужского тела.
В 1963 году Дэвид уже выступает с лекциями в американских университетах.
В 1968 году проходит первая выставка художника. 70-е и 80-е годы проходят для Хокни в интенсивной работе. Он получает заказ на создание серии гравюр, посвященных Пикассо, вновь занимается оформлением театральных представлений и постановок, создавая великолепные декорации.
1977 год Дэвид Хокни пишет книгу со своими мемуарами, которая получает название «Дэвид Хокни». Спустя 16 лет художник выпускает еще одну свою биографию, под названием «Именно так я вижу».
Дэвид Хокни — фотограф
В это же время молодой человек начинает фотографировать и преуспевает в этом. Необычность взгляда художника позволяет творить даже на маленьких фотографиях камеры «Полароид».
В 1982 году в Париже состоялась выставка фотографий Хокни. В это же время он выпускает книгу (Дэвид Хокни: фотографии). Все это приносит ему славу прекрасного, талантливого фотографа, одного из ведущих мастеров своего времени.
80-е годы Хокни провел, занимаясь основным делом своей жизни – живописью. В этот период начинают активно использоваться компьютерные новинки, факсы, ксероксы. Молодой художник экспериментирует и пробует печатать свои работы на принтерах и пересылает их по факсу.
Творчество
Дэвид Хокни – художник, который легко работает в различных жанрах и стилях. У него много работ как в традиционной манере, так и встречаются необычные и экспериментальные способы написания картин.
На его картины наложили отпечаток природа, которая его окружала, прямые линии небоскребов и новые архитектурные творения. Он много внимания уделяет цветам и свету. Большую роль в картинах Дэвида Хокни играет бассейн и зеркала. Бассейн был для молодого художника олицетворением роскоши и красивой жизни, которой так много он увидел в Америке. К тому же бассейн прекрасно отражал свет и передавал блики, давая возможность играть цветами и оттенками.
Художник не пишет на заказ, предпочитая работать для друзей, родственников и близких знакомых. Это сказывается и в его картинах. Он не только прекрасно изображает внешний облик людей, он показывает их внутренний мир.
Дэвид Хокни, «Большой всплеск»
Одной из наиболее знаменитых картин художника является его работа под названием «Всплеск». Картина была написана всего за две недели. Художник хотел передать игру света и цвета воды. Вдохновением Хокни стала техника рисования Леонардо Да Винчи. Возможность показать зрителю момент, который длится всего несколько секунд увлекла его, и результат оправдал себя. Картина необычна тем, что передает лишь мгновение. Эта творение было продано в 2006 году почти за 5,5 миллиона долларов.
Другие работы художника
Много у Хокни и других не менее знаменитых работ. Например «Питер выбирается…». Картина изображает молодого человека, выбирающегося из воды. На холсте художник изобразил своего молодого друга и своего музу. Первоначально это была всего лишь фотография. Картина была написана с фотоснимка, который сделал сам Дэвид Хокни. Работы художника очень разносторонние. Он использует различные стили и направления, стараясь передавать суть.
Часто в своих работах художник использует тему зеркал. Несколько картин он пишет, используя зеркальные изображения. Порой он рисует свое отражение или отражение других людей.
Секретное знание
Дэвид Хокни является тем, кто разгадал одну из загадок художников эпохи Ренессанса. Именно этот период характерен более четкими линиями, обилием цветов и света в картинах, наиболее реалистичными портретами. В чем же была загадка эпохи? Долго время никто не мог ее разгадать.
В один прекрасный день Дэвид Хокни решил посмотреть на работы одного из художников того времени через лупу, а позже и распечатал на их ксероксе для более детального изучения. Секретное знание Дэвида Хокни заключалось в использовании художниками зеркал. Важными изобретениями того времени стали камера-обскура, а также камера люцида. Изображение проецировалось на холст, после чего просто обрисовывалось.
Свою правоту он смог доказать на примере множества картин художников той эпохи. Одним из подтверждений его открытия было обилие левшей на картинах художников (ведь в зеркале все отражается в перевернутом виде).
Использование зеркала давало возможность нарисовать более четкие линии, изобразить правильно оттенки и блики света, ведь при перемещении художника изображение не менялось.
Книга и фильм о знании
Мнение знаменитого художника поддержал американский физик и профессор оптики – Чарльз Фалько. Он стал соавтором книги, посвященной открытию.
Теория секретного знания стала предметом множества дискуссий и споров. Есть как сторонники открытия, так и его противники. В любом случае «Секретное знание» не умаляет талант художников, ведь любая художественная техника – всего лишь способ для автора передать свое видение мира и картины.
После опубликования книги было решено снять фильм на английском языке. Автором фильма стал сам Дэвид Хокни. «Секретное звание» на русском языке выходит несколько позднее.
Награды
В 1988 году Хокни был награжден фотографическим обществом медалью прогресса, а в 1989 году художник стал лауреатом Императорской премии.
В 1990 году художника хотели возвести в рыцари, но он отказался. Не принял он и предложение написать портрет самой королевы.
2012 год преподнес Хокни новый сюрприз — ему предложили стать членом британского ордена Заслуг. Подобная награда достается за большой вклад в искусство, науку, развитие вооруженных сил страны и другие крупные достижения.
Возглавляет орден монарх Великобритании. В число его членов всегда входит только 24 человека, из числа живущих на данный момент. Решение о принятии нового члена остается за королевой.
Жизнь художника в настоящий момент
После длительного периода жизни в Америке Дэвид Хокни решает вернуться на родину, в Йоркшир, выбрав курортный город Бридлингтон. Здесь у семьи Хокни вилла, которая ранее принадлежала его матери.
Дэвид Хокни продолжает рисовать. Работы, нарисованные в этот период, составляют основу выставки художника в Королевской академии искусств. Дэвида Хокни вдохновляют мелочи. Простая смена времен года уже стала для него чем-то давно забытым. После долгих тридцати лет жизни в вечно жаркой Калифорнии ощутить прохладный свежий воздух и увидеть, как сменяется погода, было для художника неожиданно и приятно.
Взгляды и вкусы Хокни
Дэвид продолжает вести активную жизнь. Хокни, как любитель собак, поддерживает течение псовой охоты. Он даже выступает на демонстрациях с поддержкой этого спортивного направления. Художник против обязательного использования ремня безопасности в автомобиле.
Хокни — заядлый курильщик, имеющий 56-летний стаж. Он наслаждается моментом, не ограничивая себя. Хокни Дэвид является одним из тех, кто прикуривает сигарету от предыдущей. Естественно, он был неприятно удивлен введением запрета на курение в пабах. Как активный курильщик он выступает за отмену этого решения.
Художник негативно относится к военным действиям в Ираке и высказывает свое мнение об объединении Европы.
Хокни продолжает творить в свойственной ему манере. Его картины продолжают пользоваться огромным успехом и постоянно проходят выставки работ Дэвида Хокни.
fb.ru
«Портрет художника» Хокни — История одного шедевра
Сюжет
Будучи как-то в своей студии в Лондоне, Хокни рассматривал фотографии, сделанные в разное время в разных местах. Внезапно на глаза ему попались два снимка. «На одной был человек, плывущий под водой, и, следовательно, довольно искаженный, а на второй — мальчик, который смотрел на что-то на земле. Идея нарисовать две фигуры в разных стилях мне так понравилась, что я незамедлительно принялся за работу», — вспоминал Хокни.
«Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)». (wikipedia.org)
То, как эти два сюжета сошлись, впечатлило художника, и он решил написать двойной портрет: вместо рассматривающего юноши изобразить своего бывшего любовника Питера Шлезингера, а вместо пловца — новую пассию Питера. Тем самым Хокни выражал свою тоску по утраченной любви и желание восстановить отношения.
Работу над картиной художник начал вскоре после разрыва со Шлезингером. У полотна был первый вариант, на который Хокни потратил несколько месяцев, но будучи неудовлетворенным результатом, уничтожил его. Второй вариант, который известен нам сегодня, был создан как раз к открытию выставки в галерее Андре Эммериха в Нью-Йорке. Он писал по 18 часов в день в течение двух недель. «Должен признаться, мне нравилось работать над этой картиной, — вспоминал Хокни. — Писать с такой интенсивностью было чудесно, очень волнующе».
Контекст
Полотно является одной из самых узнаваемых работ Хокни. В нем соединились и его страсть к акрилу, и интерес к изображению водных поверхностей, и характерный для него двойной портрет.
«Мои родители», 1977. (tate.org.uk)
Хокни рассказывал о своем отношении к воде и поставленной творческой задаче: «Это проблема — как показать воду, как ее описать, потому что она может быть какой угодно. Она может быть любого цвета, и у нее нет какого-то общепринятого визуального описания».
Изображая на портретах людей парами, художник таким образом показывал их взаимные отношения и свои переживания, связанные с героями. При этом он выбирал тех, кто ему был важен и интересен, тех, кто восхищал его. Видимо, поэтому художник отказался писать портрет Елизаветы II.
Судьба художника
Провокатор и сибарит, Дэвид Хокни и в свои 81 продолжает шокировать публику. Что говорить о его молодости — пламенеющих 1960−1970-х, когда он открыто заявлял о своих сексуальных похождениях и изображал гомосексуальные отношения еще до того, как они были декриминализованы в Великобритании; пробовал разные стимуляторы и отчаянно предавался пороку. Сегодня он единогласно признается арт-критиками одним из самых влиятельных современных британских художников.
«Двое парней 23 и 24 лет», 1966. (tate.org.uk)
Родившийся в Британии Дэвид Хокни большую часть жизни провел в США. Приехав в Штаты впервые в начале 1960-х, художник был поражен. О своих впечатлениях он рассказывал впоследствии: «Я предчувствовал, что мне понравится в Лос-Анджелесе, и когда я летел над Сан-Бернардино и увидел бассейны и дома, залитые солнцем, я был взволнован более, чем когда-либо ранее во время первого приезда в город». Именно в Лос-Анджелесе он начал писать сделавшие его знаменитыми водные поверхности и связанные с водой сюжеты — от бассейнов до душевых.
«Мужчина принимает душ в Беверли-Хиллз», 1964. (tate.org.uk)
Последний успех картин Хокни поразителен для всего арт-сообщества. Ранее, по признанию представителей Christie’s, художник никогда не пользовался такой популярностью на торгах. Отношение к нему изменилось после 2017 года, когда в Париже, Лондоне и Нью-Йорке прошли его ретроспективные выставки.
diletant.media