Меню Закрыть

Уклон 13 процентов сколько это градусов – Калькулятор уклонов

Содержание

Таблица уклонов кровли | Xatki.by

Уклон кровли — показатель крутизны ската крыши. Вычисляется как отношение высоты конька (H) к горизонтальной его проекции (заложению) (l). Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между поверхностью ската и горизонтальной его проекцией.

Итак, уклон рассчитывается по формуле: i=H/l
Для примера дано:
Высота конька (H): 2 м
Заложение (l): 2,86 м
Рассчитаем угол кровли (i): 2/2,86 = 0,699, что близко соответствует 35° по нижеприведенной таблице.

Уклон можно выразить в градусах, процентах, как отношение сторон, как абсолютный уклон, и как коэффициент уклона.
Предложенная таблица поможет вам быстро перевести значения из одной меры в другую.

ГрадусыПроценты (%)ОтношениеУклон (i)
Коэфф. уклона (К)
46,991:14,310,06991,003
58,751:11,430,08751,004
610,511:9,520,10511,006
712,281:8,140,12281,008
814,051:7,120,14051,010
915,841:6,310,15841,012
1017,631:5,670,17631,015
1119,441:5,140,19441,019
1221,261:4,700,21261,022
1323,091:4,330,23091,027
1424,931:4,000,24931,031
15
26,79
1:3,730,26791,035
1628,671:3,490,28671,040
1730,571:3,270,30571,046
1832,491:3,080,32491,051
1934,431:2,900,34431,058
2036,41:2,750,3640
1,064
2138,391:2,610,38391,071
2240,41:2,480,40401,079
2342,451:2,360,42451,086
2444,521:2,250,44521,095
2546,631:2,150,46631,104
2648,771:2,050,48771,113
2750,951:1,960,50951,122
2853,171:1,880,53171,133
2955,431:1,800,55431,143
3057,741:1,730,57741,155
3160,091:1,660,60091,167
3262,49
1:1,60
0,62491,179
3364,941:1,540,64941,192
3467,451:1,480,67451,206
3570,021:1,430,70021,221
3672,651:1,380,72651,236
3775,361:1,330,75361,252
3878,13
1:1,28
0,78131,269
3980,981:1,240,80981,287
4083,911:1,190,83911,305
4186,931:1,150,86931,325
4290,041:1,110,90041,346
4393,251:1,070,93251,367
4496,571:1,040,96571,390
451001:111,414
46103,551:0,971,03551,439
47107,241:0,931,07241,466
48111,061:0,901,11061,495
49115,041:0,871,15041,524
50119,181:0,841,19181,556
51123,491:0,811,23491,589
52127,991:0,781,27991,624
53132,71:0,751,32701,662
54137,641:0,731,37641,701
55142,821:0,70
1,4282
1,743
56148,261:0,671,48261,788
57153,991:0,651,53991,836
58160,031:0,631,60031,887
59166,431:0,601,66431,942
60173,21:0,581,73202,000
61180,41:0,551,80402,063
62188,11:0,531,88102,130
63196,31:0,511,96302,203
64205,01:0,492,05002,281
65214,51:0,472,14502,366
66224,61:0,452,24602,459
67235,6
1:0,42
2,35602,560
68247,51:0,402,47502,670
69260,51:0,382,60502,790
70274,71:0,362,74702,924
72307,81:0,333,07803,236
74348,71:0,293,48703,628

xatki.by

Уклон. Угловые градусы — перевод в % уклона. Длина на метр (единицу) подьема. Таблица 0-90°

Уклон. Угловые градусы — перевод в % уклона. Длина на метр (единицу) подьема — градиент индикатор. Таблица 0-90°

  • % уклон это 100 * Y/X (подъем / горизонтальная проекция длины)
Угловые градусы Длина на единицу подьёма % уклона
Y X
0.1 1 573.0 0.17
0.2 1 286.5 0.35
0.3 1 191.0 0.52
0.4 1 143.2 0.70
0.5 1 114.6 0.87
0.57 1 100 1
0.6 1 95.49 1.05
0.7 1 81.85 1.22
0.8 1 71.62 1.40
0.9 1 63.66 1.57
1 1 57.29 1.75
2 1 28.64 3.49
3 1 19.08 5.24
4 1 14.30 6.99
5 1 11.43 8.75
5.74 1 10 10
6 1 9.514 10.5
7 1 8.144 12.3
8 1 7.115 14.1
9 1 6.314 15.8
10 1 5.671 17.6
11 1 5.145 19.4
12 1 4.705 21.3
13 1 4.331 23.1
14 1 4.011 24.9
15 1 3.732 26.8
16 1 3.487 28.7
17 1 3.271 30.6
18 1 3.078 32.5
19 1 2.904 34.4
20 1 2.747 36.4
21 1 2.605 38.4
22 1 2.475 40.4
23 1 2.356 42.4
24 1 2.246 44.5
25 1 2.145 46.6
26 1 2.050 48.8
27 1 1.963 51.0
28 1 1.881 53.2
29 1 1.804 55.4
30 1 1.732 57.7
31 1 1.664 60.1
32 1 1.600 62.5
33 1 1.540 64.9
34 1 1.483 67.5
35 1 1.428 70.0
36 1 1.376 72.7
37 1 1.327 75.4
38 1 1.280 78.1
39 1 1.235 81.0
40 1 1.192 83.9
41 1 1.150 86.9
42 1 1.111 90.0
43 1 1.072 93.3
44 1 1.036 96.6
45 1 1.000 100.0
46 1 0.9657 103.6
47 1 0.9325 107.2
48 1 0.9004 111.1
49 1 0.8693 115.0
50 1 0.8391 119.2
51 1 0.8098 123.5
52 1 0.7813 128.0
53 1 0.7536 132.7
54 1 0.7265 137.6
55 1 0.7002 142.8
56 1 0.6745 148.3
57 1 0.6494 154.0
58 1 0.6249 160.0
59 1 0.6009 166.4
60 1 0.5774 173.2
61 1 0.5543 180.4
62 1 0.5317 188.1
63 1 0.5095 196.3
64 1 0.4877 205.0
65 1 0.4663 214.5
66 1 0.4452 224.6
67 1 0.4245 235.6
68 1 0.4040 247.5
69 1 0.3839 260.5

dpva.ru

Уклон в градусах и процентах

Горнолыжные градиенты или о крутизне синих, красных и черных трасс

Поговорим об уклонах

На практике крутизна наклонной поверхности в различных областях человеческой деятельности обозначается величиной уклона (или еще иначе — градиентом). Для начала давайте разберемся, что же означает само это понятие. Таблички с указанием уклона знакомы, наверное, всем водителям автомобилей (по крайней тем, кто самостоятельно сдал хотя бы теорию), но далеко не все из них знают, что же фактически означает, например, 10% на знаке.

Кто-то по-простому думает, что это угол наклона дороги, то есть 10 градусов. Некоторые идут дальше в своих размышлениях и считают, что это доля от максимально возможного угла подъема в 90 градусов (отвесная стена) и 10% — это 90°×0.1 = 9°. Мы все привыкли мыслить в градусах, каждый может визуально представить себе 90 градусов, 45, 30 и т.д., поэтому и стремимся все воспринимать в этой единице измерения (а правильный ответ: 10% = 5.7°).

На самом деле математически уклон — это отношение перепада высоты на определенном участке пути к длине горизонтальной проекции этого пути, выраженное в процентах. Т.е. высота (h), разделенная на проекцию пути (c) и умноженная на 100. Геометрически это отношение противолежащего катета к прилежащему (тангенс, умноженный на 100). Таким образом:

Уклон в процентах (градиент) = h/c×100 = tg(a)×100

Ниже представлена форма, позволяющая перевести значения из градиентов в градусы и обратно:

Градиенты % = Градусы °

Ближе к делам горнолыжным

С теорией разобрались, переходим к горнолыжной практике.

Профиль горнолыжной трассы никогда не представляет из себя идеальную прямую. Где-то наклон может быть покруче, где-то поположе.

Уклон кровли в градусах и процентах

В этом случае используется понятие среднего градиента, который, впрочем, вычисляется все по той же формуле: перепад высот между стартом и финишем трассы, деленный на длину горизонтальной проекции трассы.

По статистике средние градиенты синих трасс находятся в пределах до 18% (порядка 10 градусов), красных — до 23% (13 градусов), а черных — от 23% и выше (больше 13 градусов). На каких-то курортах сложность трасс несколько занижена (синие трассы в реальности могут оказаться ближе к красным по крутизне), на каких-то наоборот, ее завышают, но в среднем картина везде примерно такая.

Для ориентировочной оценки длин трасс, катаясь на курорте и имея на руках схему катания с обозначением перепадов высот, вы можете использовать следующие соотношения:

На каждый километр перепада высоты синей трассы приходится порядка 7 км ее длины, на километр перепада красной — 5 км, черной — 3.5 км.

Ниже на картинке для сравнения представлены профили синей, красной и черной трасс. Трассы находятся в известнейшем итальянском регионе Селларонда, а профили их взяты из замечательного приложения 3D Dolomiti Superski, которое позволяет совершить виртуальный тур по  региону, а также посмотреть технические характеристики всех трасс.

Название трассыДлинаПерепадНаклонГрадиент
Piz Seteur2050 м204 м5.7°10.0%
Fermeda 12090 м456 м12.6°22.4%
Gran Risa2290 м677 м17.2°30.9%

Отдельно отметим представленную на картинке Gran Risa — знаменитую трассу, входящую в пятерку культовых трасс Кубка мира. Глядя на ее профиль можно подумать, что ничего такого особенного в нем нет, но на деле, когда вы оказываетесь на трассе, в некоторых местах может показаться, что склон уходит вертикально вниз.

Этот эффект часто присутствует при сравнении профиля трассы с реальной обстановкой на местности. Также не будем забывать, что мы все время ведем речь о средних градиентах, в то время как некоторые локальные участки склона могут оказаться намного круче (и часто именно по этим самым крутым местам присваивают сложность трассе).

Харакири

В австрийском Майрхофене находится одна из самых крутых трасс мира (и самая крутая в Австрии), с говорящим названием Harakiri. Ее средний уклон составляет 78% (38°, длина около 620 метров при перепаде 380 метров). Для подготовки склона используется специальная техника, закрепленная на спущенных сверху страховочных канатах.

Падение на Harakiri может быть чревато тем, что до конца трассы вы будете катиться кубарем, не имея возможности затормозить.

Так что всегда, катаясь на лыжах, соизмеряйте свои возможности с предлагаемыми горами условиями. Берегите себя и окружающих лыжников!

&nbsp&nbspПри решении геодезических и инженерных задач, очень часто приходиться вспоминать и искать необходимые формулы. В связи с этим хочется представить Вам шпаргалку (назовем её “геодезической шпаргалкой”:)), в которой приведены часто использующиеся формулы.
&nbsp&nbspКонечно, ее содержание не охватывает всю высшую математику или сферическую геометрию, но что-нибудь должно пригодиться.
&nbsp&nbspЗная из собственного опыта, неудобство восприятия формул без чисел, к каждой из них приводится пример вычисления.

Пример вычислений теорема Пифагора

Пример вычислений соотношения в прямоугольном треугольнике

— арксинус (arcsin) возвращает угол по его синусу
— арккосинус (arccos) возвращает угол по его косинусу
— арктангенс (arctg) возвращает угол по его тангенсу
— арккотангенс (arcctg) возвращает угол по его арктангенсу

Пример вычислений обратные тригонометрические функции

Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам

Для любого треугольника соблюдается выражение

Пример вычислений теорема синусов

&nbsp&nbspКвадрат любой стороны треугольника, равен сумме квадратов двух других его сторон, минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними

Пример вычислений теорема косинусов

&nbsp&nbspПлощадь треугольника можно определить по формулам

также удобно использовать формулу Герона , где p-полупериметр треугольника

Пример вычислений площадь треугольника

или по формуле Герона

&nbsp&nbspДлина дуги окружности вычисляется по формулам

если угол задан в угловых градусах минутах и секундах

если угол задан в радианах

Пример вычислений длина дуги окружности
угол задан в угловых градусах минутах и секундах

угол задан в радианах

&nbsp&nbspПеревод угловых градусов минут и секунд в градусы выполняется согласно выражения

Пример вычислений
перевести в градусы угол, который задан в угловых градусах минутах и секундах


Смотрите перевод минут и секунд угла в градусы онлайн &nbsp&nbspПеревод градусов в угловые градусы минуты и секунды выполняется согласно выражения

Пример вычислений
перевести в угловые градусы минуты и секунды угол, который задан в градусах


Смотрите перевод градусов угла в минуты и секунды онлайн &nbsp&nbspПеревод градусов в радианы выполняется по формуле

Пример вычислений
перевести в радианы угол, который задан в угловых градусах минутах и секундах


Смотрите перевод градусов в радианы онлайн &nbsp&nbspПеревод радианов в градусы выполняется по формуле

Пример вычислений
перевести в угловые градусы минуты и секунды угол, который задан в радианах


Смотрите перевод радиан в градусы онлайн &nbsp&nbspОпределение наклона линии в градусах выполняется с использованием соотношений в прямоугольном треугольнике Пример вычислений
&nbsp&nbspОпределить наклон пандуса длиной 14м и высотой 3,5м

&nbsp&nbspПри инженерно-строительных работах, наклон линии задают не градусом наклона, а тангенсом этого градуса — безразмерной величиной, которая называется уклоном. Уклон может выражаться относительным числом, в процентах (сотые доли числа) и промилле (тысячные доли числа)

Пример вычислений
&nbsp&nbspОпределить уклон отмостки длиной 2,5м и высотой 0,30м

astgift.ru

Уклоны. Теория — на уровне глаз — ЖЖ

Как было сказано ранее, по одному из определений уклон это тангенс угла. С большим интересом узнал, что он равен коэффициенту сцепления. Вот тут и начинает прояснятся тайный смысл предупреждающих дорожных знаков 1.13 и 1.14 (крутой спуск / подъём).

Коэффициентом сцепления называется отношение двух сил – силы, необходимой для сдвига машины с заблокированными колесами, и силы тяжести, прижимающей машину к дороге. Так мы легко можем получить коэффициенты сцепления для сухого асфальта – 7000/10000 = 0,7, для грязной дороги – 3000/10000 = 0,3, и для льда – 1000/10000 = 0,1.
Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой). Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы.
[2]

И в чём практическая ценность этой информации? Вот в чём: если на дворе гололёд, то на дороге с уклоном в 10% и более остановившаяся машина не удержится, будет скатываться.
К тому же, «при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину. И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки 1.13 и 1.14. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае – не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске, машину может занести. Старайтесь тормозить двигателем на длительных спусках.» [2]
Вот о чём предупреждают знаки.

Кстати, есть знаки и меньше 10%, поэтому стало интересно в каких случаях их устанавливают.
ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п. 5.2.16:
4% — если длина участка дороги на спуске или подъёме больше 600 метров при данном уклоне.
5% если больше 450 метров
6% если больше 350 метров
7% если больше 300 метров
8% (и более) если больше 270 метров.

Там же указаны и другие случаи, как например расстояние видимости, но сейчас они нас не интересуют.

Причины: почему проценты?

При рассмотрении темы уклонов всегда возникает вопрос, а почему уклон измеряют в процентах, а не в привычных градусах? По этому поводу слышал несколько версий:

а) Карты
Так проще вычислять уклон рельефа на карте или на строительном плане. Рельеф на картах обозначается линиями — горизонталями. Это замкнутая линия, которая получается если мысленно сделать сечение на какой-либо высоте и посмотреть сверху. Проще это представить если вспомнить линию уреза воды реки или водоёма, это тоже своего рода горизонталь.
Горизонтали, т.е. горизонтальные сечения, проводятся через определённое постоянное расстояние по высоте, о чём указывается в примечаниях. Зная высоту сечения горизонталей и определив на карте расстояние между ними можно получить уклон. Чем ближе друг к другу на карте изображены горизонтали, тем рельеф круче.

б) Погрешность
Построить угол, заданный в градусах, так сказать «в натуре» на строительной площадке, задача не из простых, а построить точно и вовсе запредельная. Небольшие величины уклона в градусах имеют вид десятичных дробей, а ведь погрешность даже в 1° на 10 метров длины даст ошибочные 17 сантиметров высоты. Так же, проценты величина относительная, и потому уклон, выраженный в процентах, можно построить имея в распоряжении только рулетку (или иной инструмент для измерения длинны) и уровень.

в) Неравномерность
Дорога, на протяжении всего спуска (подъёма), имеет неравномерный уклон. В каждый отдельный момент угол разный, и поэтому проще посчитать сколько составляет горизонтальная длинна участка спуска (подъёма), и на сколько изменилась высота относительно начала спуска (подъёма).


seyfulmulyukov.livejournal.com / 1avtorul.ru

Все эти версии вполне имеют право на жизнь. Общим для них является то, что для нахождения величины уклона используются меры длинны, которые всегда есть под рукой, а это практично. Что касается дорожных знаков, то более правдоподобной выглядит третья версия (неравномерность уклона), а для строительства дорог вторая (погрешность построений).
Есть ещё Международная Конвенция о дорожных знаках и сигналах за 1968 год, и Европейское соглашение 1971 года, дополняющее эту Конвенцию, по которой на предупреждающих знаках крутизна уклонов и подъемов указывается в процентах. [3]

Что стоит за цифрами, например 1/12 или 10%, много это или мало, как это выглядит и где применяется, рассмотрим в следующий раз на примерах из жизни.



Использованные материалы

1. Словари и энциклопедии на Академике © Академик
2. Материалы сайта «Школа жизни» © Shkolazhizni.ru
3. Википедия © Wikipedia

gre-kow.livejournal.com

Проценты на дорожном знаке — важное предупреждение? | Авто-мото

Вы уже обращали внимание на предупреждающие дорожные знаки с черным треугольником, символизирующим спуск или подъем, и количеством процентов, обозначающим крутизну этого спуска (или подъема)? И, возможно, задавали себе вопрос — а, например, 12% — это сколько? И почему бы крутизну уклона не обозначать в градусах?

На этих знаках обозначен тангенс угла наклона, выраженный в процентах.

Ну вот, ваша улыбка увяла, словно, развернув пакет с подарком, вы обнаружили в нем увесистый том Достоевского. А ведь уже через несколько минут вы будете непринужденно оперировать понятием «тангенс», а заодно «синус» и «косинус», удивляясь тому, что до сегодняшнего дня они заставляли вас напрягаться.

Итак, прислоните лыжную палку углом к стене напротив яркой лампы. Вы увидите две тени — одну на стене, другую на полу. Учителя, чтобы вас позлить, называли эти тени проекциями. Соответственно, на вертикальную и горизонтальную плоскости. Та тень, что на стене, называется «синус», та, что на полу — «косинус».

Чем ближе к стене вы придвинете низ палки, тем короче будет «косинус». Наоборот, отодвигая низ палки от стены, вы увидите, что «синус» становится все меньше, а «косинус» — больше. Отношение синуса к косинусу называется тангенсом.

Если вы установите палку под углом 45 градусов от пола, синус и косинус будут совершенно одинаковы. В таком случае тангенс будет равен 1. Или, как говорили ваши учителя, тангенс 45 градусов равен 1.

Если мы посмотрим сбоку на дорогу, в том месте, где она имеет уклон, то увидим, что угол этого уклона находится в пределах 8 градусов от горизонта. Высота подъема, или «синус», гораздо меньше, чем длина проекции дороги на горизонтальную плоскость — «косинус». Разделив высоту подъема на длину горизонтальной проекции, обнаружим, что тангенс угла такого уклона не превышает 0,12.

Его удобно выражать в процентах — например, 12%. В таком случае тангенс угла 45 градусов равен 100%.

Теперь вы уже смело можете использовать эту информацию. Так, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12%, вы подниметесь (или спуститесь) на 120 метров. (При таких небольших углах уклона длину горизонтальной проекции дороги можно считать равной длине дороги).

Из любопытства вы можете перевести угол уклона обратно в градусы с помощью калькулятора на сотовом телефоне, настроив его на «научный» режим, например: TAN-1(0,12)=7 градусов. В некоторых калькуляторах: ATAN (0,12)=7.

Впрочем, для автолюбителей главное не это. Надеюсь, вы уже прочли мою статью о коэффициенте сцепления.

Так вот, оказывается, тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления.

Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (Это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой.)

Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы. Так, при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину.

И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки с черным треугольником и цифрами внутри. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае — не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске…

Но я убежден, что теперь ничего такого с вами не случится. И от души надеюсь, что сегодня хоть чуточку помог вам, дорогие матери — наша самая ответственная и любимая часть человечества.

shkolazhizni.ru

Школа жизни: проценты на дорожных знаках подъема и спуска | Живой Ангарск

Вы уже обращали внимание на предупреждающие дорожные знаки, обозначающие крутизну спуска или подъема, и, возможно, задавали себе вопрос – а, например, 12% – это сколько? И почему бы крутизну уклона не обозначать в градусах?

На знаках 1.13 (Крутой спуск) и 1.14 (Крутой подъём) обозначен тангенс угла наклона, выраженный в процентах. Чтобы понять наглядно, что это такое, вспомним геометрию. Итак, прислоните лыжную палку под углом к стене напротив яркой лампы. Вы увидите две тени – одну на стене, другую на полу. Это проекции, соответственно, на вертикальную и горизонтальную плоскости. Та тень, что на стене, называется «синус», та, что на полу – «косинус». Чем ближе к стене вы придвинете низ палки, тем короче будет «косинус». Наоборот, отодвигая низ палки от стены, вы увидите, что «синус» становится все меньше, а «косинус» – больше. Отношение синуса к косинусу называется тангенсом. Если вы установите палку под углом 45 градусов от пола, синус и косинус будут совершенно одинаковы. В таком случае тангенс будет равен 1. Или, как говорили ваши учителя, тангенс 45 градусов равен 1. Если мы посмотрим сбоку на дорогу, в том месте, где она имеет уклон, то увидим, что угол этого уклона находится в пределах 8 градусов от горизонта. Высота подъема, или «синус», гораздо меньше, чем длина проекции дороги на горизонтальную плоскость – «косинус». Разделив высоту подъема на длину горизонтальной проекции, обнаружим, что тангенс угла такого уклона не превышает 0,12. Его удобно выражать в процентах – например, 12 %. В таком случае тангенс угла 45 градусов равен 100 %.

Теперь вы уже смело можете использовать эту информацию. Так, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12 %, вы подниметесь (или спуститесь) на 120 метров. (При таких небольших углах уклона длину горизонтальной проекции дороги можно считать равной длине дороги).

Из любопытства вы можете перевести угол уклона обратно в градусы с помощью калькулятора на сотовом телефоне, настроив его на «научный» режим, например: TAN-1(0,12)=7 градусов. В некоторых калькуляторах: ATAN(0,12)=7. Впрочем, для автолюбителей главное не это.

Отношение двух сил – силы, необходимой для сдвига машины с заблокированными колесами, и силы тяжести, прижимающей машину к дороге, называется коэффициентом сцепления. Так мы легко можем получить коэффициенты сцепления для сухого асфальта – 7000/10000 = 0,7, для грязной дороги – 3000/10000 = 0,3, и для льда – 1000/10000 = 0,1. Эти значения приблизительно такие же и в том случае, если машину тянуть вбок. Зачем вам это знать?! Недостаточное внимание к коэффициенту сцепления или его неправильная оценка является основной причиной аварий на дорогах, особенно весной и осенью, когда из-за этого происходит до 70% аварий.

Оказывается, тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления. Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (Это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой.) Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы.

Так, при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину. И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки 1.13 и 1.14. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае – не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске, машину может занести. Старайтесь тормозить двигателем на длительных спусках.

© Shkolazhizni.ru

liveangarsk.ru

Уклон мягкой кровли в процентах и градусах

Касаясь строительства крыши, человек сталкивается с расчетом угла наклона скатов. В разных документах он может обозначаться градусами или процентами. Давайте разберемся, чем отличаются эти значения, и какое из них верное.

Чем правильно измерить уклон кровли градусами или процентами

Какое бы ни было кровельное покрытие, на горизонтальном участке скопившаяся влага все равно со временем просочится под него. Большое количество снега вообще может провалить всю конструкцию. Чтобы избежать этого все крыши строятся под уклоном, который измеряется в градусах или процентах.

Во многих инструкциях уклон кровли чаще всего указывают в процентах, что весьма неправильно. Если руководствоваться СНиП и ГОСТ, то здесь четко прописано, что на территории РФ уклон кровли должен измеряться только в градусах. Если взять любой проект или другую официальную документацию, то эти показатели действительно выражены только в градусах. Однако многим строителям проще ориентироваться именно в процентах, поэтому их рабочие документы имеют совсем другие значения.

Что такое угол наклона и как он образуется

Чтобы понять, что это за показатель, надо взять во внимание острые углы крыши. Их сторонами являются скаты и горизонтальная поверхность перекрытия дома, а между ними и образуется тот самый угол наклона. Каждое здание имеет свою форму крыши, плоскую или крутую. Главное, чтобы при строительстве конструкции углы стропильной системы совпадали с проектными данными. Могут быть и небольшие отклонения, но их минимум и максимум также отображен в документе.

Вернувшись к СНиПу можно увидеть, что для скатных типов крыш допускается минимальный уклон 14о, а максимальный показатель – 45о. Но, кроме скатных, есть плоские типы крыш, для которых в СНиП прописан показатель от 0 до 4,5о.

Руководствуясь СНиП, выделяют несколько видов крыш:

  • пологая;
  • плоская;
  • скатная;
  • высокая.

Если рассматривать строительство частных домов, то плоская кровля для них не применяется. Это связано с тем, что для перекрытия применяются ж/б плиты. Большой вес не позволяет их установить под наклоном, тем более что под них надо возводить мощные стены. Получившийся нулевой уклон кровли не может обеспечить 100% водонепроницаемость перекрытия.

Как перевести градусы в проценты

Показатели, указывающие в документации уклон кровли градусами и процентами, верны. Не существует никаких формул перевода этих значений. Все руководствуются только специально разработанной таблицей:

Пользоваться ей довольно просто. Главное, надо знать исходное расчетное значение, выраженное в градусах или процентах. Далее, по таблице находят соответствующий показатель, выраженный в другой измерительной системе.

После того как выяснили, чем измеряется уклон кровли и способ перевода систем измерений, надо изучить факторы, влияющие на образование угла. Их нельзя игнорировать, так как это грозит неправильно распределенной нагрузке кровли. От чего зависит ее длительность эксплуатации.

Влияние разных факторов на выбор угла наклона

Основными факторами, влияющими на уклон кровли, являются погодные условия региона, где выстроен дом.

Выделяют три главных фактора:

  • Первый, самый важный фактор – это ветер. Крыша здания, как и всякое строение, имеет определенную парусность. Ветер, обдувая конструкцию, оказывает на нее давление. Большой угол увеличивает одновременно ее высоту, значит, парусность тоже становится больше. Построенную без расчетов высокую крышу сильный ветер просто завалит. Слишком пологую тоже нельзя возводить наугад. С нее ветер будет срывать кровельное покрытие. Для ветреных регионов правильный уклон кровли должен строго соблюдаться. При его расчете обязательно учитывается максимальный показатель силы ветра определенной местности. Если посмотреть статистику, то для большинства регионов приемлем уклон кровли от 28 до 40о. На территории с большими порывами ветра возводят крыши под углом от 18 до 25о.
  • Второй, не менее важный фактор – осадки. Увеличивая уклон кровли, дождевая вода и снег быстрее будут сходить с крыши. Задержание большого количества снега на пологой кровле грозит ее провалом, а дождевая или талая вода просочится под кровельное покрытие сквозь стыки. От большого количества влаги начнет гнить деревянная стропильная система и пойдет грибок по утеплителю.
  • Рельеф местности и тип грунта не очень весомые факторы, но ими тоже нельзя пренебрегать. Песчаный грунт при сильных порывах ветра бьет мелкими частицами по кровельному покрытию, деформируя его. Хотя этот фактор больше влияет не на уклон кровли, а на выбор самого покрытия. Например, мягкой кровлей крыть крыши в таких регионах нежелательно. На солнце она будет подтаивать, а поднятый ветром песок сильными ударами пробьет микроямки, что приведет к преждевременному износу покрытия.

Каждый из рассмотренных факторов подбирают под определенный регион, руководствуясь справочниками. От этого отталкиваются, когда рассчитывают уклон кровли.

Влияние кровельного покрытия на расчет угла наклона

Кровельные материалы различаются своей структурой, влияющей на образование определенной степени гладкости поверхности. Чем шершавее структура, тем больше на ней задержится осадков. С выбором покрытия для крыши определяется допустимый уклон кровли.

Металлочерепица

С выбором этого материала минимальный уклон ската должен составлять 15о. Некоторые разновидности черепицы допускается укладывать на скаты с уклоном 14о, но производители рекомендуют стыки обрабатывать герметиком. Как вариант выхода из ситуации, лучше отдать предпочтение металлочерепице с увеличенной высотой волны.

Профнастил

Уклон кровли из профнастила обычно выдерживают 12о. При уменьшении данного показателя листы укладывают внахлест в две волны. Причем дойдя до минимального значения, делают сплошную обрешетку. Для профнастила допустим наклон от 15о и выше. Тогда перекрытие уменьшают до 200 мм, а вместе с ним увеличивают шаг обрешетки.

Мягкая кровля

Если говорить о мягкой кровле, то ее производят нескольких видов, отличающихся составляющими материалами:

  • Для гибкой черепицы обустраивают сплошную обрешетку из фанеры или листов ОСП. Минимальный наклон скатов для подобной мягкой кровли составляет 11о.
  • Рулонные битумные материалы тоже относятся к мягкой кровле. Для них предпочитаемо значение не больше 2о, при этом увеличивается число слоев. Если больше двух слоев уложить нельзя, то угол увеличивают до 15о.
  • Ондулин своей формой напоминает традиционный шифер, но по структуре относится к мягкой кровле. Материал выбирают для скатов с малым углом не более 6о, причем крепят к сплошной обрешетке.

Сильно завышать угол для мягкого покрытия не рекомендуется еще из-за того, что подтаивая на солнце, оно постепенно будет съезжать со скатов.

Асбестоцементный шифер

Традиционный кровельный материал жесткой структуры отличается шершавой поверхностью, хорошо задерживающей снег. Под шифер углы скатов выстраивают с показателем не менее 22о. При этом усиливают стропильную систему из-за большого веса материала.

Сэндвич панели

Руководствуясь СНиП, сэндвич панели укладывают под уклоном 5о с условием целостности покрытия. При наличии стыков по длине или встроенных окон, угол увеличивают от 7о и больше.

Заключение

Только учитывая все рассмотренные факторы можно правильно рассчитать наклон скатов, а перевести их из градусов в проценты или, наоборот, поможет простая таблица.

Что еще почитать по теме?

Автор статьи:

Сергей Новожилов — эксперт по кровельным материалам с 9-летним опытом практической работы в области инженерных решений в строительстве.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальных сетях:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

proroofer.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о