описание, особенности, история и интересные факты
Вот уже почти 120 лет венецианские биеннале чествуют художников и искусство. Открывая свои двери всем ценителям красоты, биеннале является кульминацией творчества. Мероприятие всегда широко освещается в прессе. Кураторы и организационный комитет, которые всегда состоят из специалистов разных стран, стараются держать независимый статус выставки.
Лишь военные действия мешали проведению этого всемирного форума. Все желающие могут посетить выставку, познакомиться с современными тенденциями искусства. Власти Венеции всеми способами стимулируют туристов посещать мероприятие, создавая для них наиболее интересные и комфортные условия. Таким образом, венецианские биеннале стали одной из основных достопримечательностей Венеции.
Что такое «биеннале»?
Это международная художественная выставка, куда приглашаются деятели искусства всех стран. У каждой страны свой отдельный павильон. К слову, построение этих павильонов в 20 веке проходило под руководством лучших мировых архитекторов. Международное жюри выделяет некоторых художников и национальные павильоны, удостаивая их особой награды — «Золотого Льва» или «Серебряного Льва».
Слово «биеннале» произошло от латинского bis — дважды и annuus — год, соответственно, выставка проходит раз в два года, каждый нечетный год. Кроме венецианской, существуют и другие, но они не так известны. Именно этот форум является символом искусства без примеси политики. Хотя в нашем столетии выставки и музеи явление не редкое, но именно венецианская биеннале – сосредоточение гениев всего мира.
Выставить свой шедевр здесь — огромная честь для всех художников. У каждой биеннале имеется своя тематика и девиз, которого должны придерживаться все участники выставки. Кроме того, почетно и ответственно – быть куратором форума. Время работы выставки несколько месяцев, которые делятся на три этапа. Сначала предпоказы, в течение которых с выставками знакомятся члены жюри, далее официальное открытие, на котором вручаются призы. Во время третьего этапа доступ к экспозициям получает широкая публика.
Первая венецианская биеннале
Первая выставка в Венеции прошла в 1885 году, по инициативе консула Риккардо Сельватико. Тогда на форуме было всего 16 стран-участниц. Лишь после Второй мировой войны венецианские биеннале приобрели мировое значение. Первая не была социальным или политическим действием, она была чистым воплощением искусства, площадкой, где могли раскрыться творческие люди.
Венецианская биеннале 2017
С 13 мая по 26 ноября проходила 57 Биеннале, под девизом «Viva arta viva» (Да здравствует живое искусство), которая, по задумке куратора, должна была быть сосредоточена на художнике и его мире.
Эта венецианская биеннале современного искусства стала особенной для постмодерна. На форум было приглашено более 100 начинающих художников. Свежий взгляд на искусство значительно обновил привычную картину выставки. Искусство здесь приобрело такие формы как инсталляция из ткани, с которой нужно взаимодействовать. Приз за «Лучший национальный павильон» получили немцы, устроившие пятичасовой перформанс.
Французский павильон представил музыкальную инсталляцию с участием 60 исполнителей. Как и обычно, кроме национальных, на форуме работали тематические павильоны, посвященные Земле, Цветам, Времени и многим другим темам.
Русский павильон в этом году представляла арт-группа «Recycle» с инсталляцией о виртуальной реальности. Известный российский художник Гриша Брускин впечатлил общественность своей социально-политической задумкой, его работу оценила британская The Guardian. Так же в нашем павильоне присутствовала дебютантка Саша Пирогова.
Русский павильон на венецианской биеннале
Создателем русского павильона в 1914 году был Щусев Алексей Викторович, заслуженный архитектор СССР. Далеко не каждый раз русским художникам удавалось поучаствовать в известном форуме. Так в военные годы СССР не принимала участия в выставке вплоть до 1956 года. В некоторые годы на выставку приезжал лишь один художник, например, Аристарх Лентулов в 1988.
А вот в 1924 году русских мастеров было 97, включая знаменитого Бориса Кустодиева, который не раз бывал на выставке. Участники российской венецианской биеннале уже более многочисленны, часто это арт-группы. Но, несмотря на все старания, «Золотого Льва» Россия пока не взяла.
Биеннале 1977
Венецианская биеннале 1977 г. была знаковой. 38 выставка была посвящена диссидентам и инакомыслию, неофициальному искусству Восточной Европы и Советского Союза. В тот год на форуме были выставлены работы диссидентов стран соцлагеря. Это биеннале считается самой политичной за всю историю выставок, вызвав возмущение посла СССР в Италии.
Тем не менее, выставка состоялась, предоставив возможность многим художникам русского происхождения попасть на форум. В русском национальном павильоне в тот год была размещена выставка группы художников, в том числе Эрика Булатова, Оскара Рабина, Ильи Кабакова, Анатолия Зверева, Олега Васильева, Андрея Монастырского, Олега Лягачева-Хельги. Всего их было 99.
Кураторы ожидали увидеть Александра Солженицына, Мстислава Ростроповича, Андрея Тарковского и других великих деятелей культуры, но многие не смогли приехать. В итоге, венецианская архитектурная биеннале 1977 г. провалилась, знаменитостей не было. Государственной финансовой поддержки, соответственно, диссиденты не имели, что отразилось на качестве выставки. Итальянские власти хотели получить приток туристов, но холодная погода и конфликтная тема им помешали.
Архитектурная биеннале
Архитектура — один из самых важных инструментов воздействия на мир. Это искусство объединяет в себе творческий подход, науку и труд. Поэтому архитектурное искусство всегда было в почете на всех биеннале. Тематика архитектуры и современного искусства чередуется на биеннале. Раньше тема архитектуры входила в общую, но с 1980 года Биеннале разделили.
Венецианская архитектурная биеннале проходит каждый четный год. Архитектурные биеннале напоминают обмен опытом, это демонстрация новых технологий и достижений. В отличие от художественных форумов, здесь не только показывают свое мастерство, но и обсуждают новые проекты. Обычному зрителю это тоже очень интересно, масштабы захватывают. Кроме эстетических вопросов, здесь задаются социальными. Архитектура – это создание комфортного и эргономичного жилья, построение больниц и школ, без заботы о человеке это бессмысленно.
Интересные факты
- В 2009 году «Золотого Льва» получила небезызвестная Йоко Оно за вклад в искусство.
- Самой старой художнице на 57 Биеннале, румынке Гете Брэтеску, был 91 год.
- Интересный момент — работы здесь не продаются.
- Обойти все павильоны можно за 2 дня.
- Борис Кустодиев — единственный русский художник, получивший приз на Венецианской биеннале в 1907 году.
- Пабло Пикассо запретили выставлять свои работы на Биеннале на 50 лет.
- Стоимость билетов — 15-30 евро.
fb.ru
Венецианская биеннале
Крупнейший в Европе марафон современного искусства в очередной раз пройдёт в Венеции на протяжении нескольких летних и осенних месяцев.
Ежегодная Венецианская биеннале становится важнейшим маркером, определяющим новаторские тенденции глобальной арт-сцены и имена величайших художников нашего времени. Со времени старта проекта в 1985 году в его орбиту вошло множество ярчайших компонентов культурной программы Венеции, а сама Biennale di Venezia стала наиболее известным международным фестивалем искусств на планете. Главное событие арт-марафона — Международная выставка искусства проходит раз в два года. Последние годы Биеннале ставит рекорды по числу посетителей, каждый сезон собирая на своих площадках полмиллиона ценителей искусства со всего мира.
Тема 58-й Венецианской биеннале звучит так — «May you live in interesting times», что можно перевести на русский как «не дай вам бог жить в эпоху перемен». Ральф Ругоф, куратор биеннале, выбор темы обьясняет так: «Это придуманное китайское проклятие оказало реальное влияние на общественную риторику. Во времена, когда распространение фальшивых новостей подтачивает политический дискурс и доверие, стоит остановиться и пересмотреть наше понимание происходящего. Искусство может заставить задуматься о том, как мы определяем наши культурные границы».
Стоимость билета — € 21,50.
Сайт мероприятия Все праздники ИталияВконтакте
Одноклассники
Мой мир
travelcalendar.ru
Самое интересное на 57-й Венецианской биеннале: выбор Екатерины Елизаровой
О том, чего никак нельзя пропустить, оказавшись в Венеции с 13 мая по 26 ноября, рассказывает единственный дизайнер, представляющий Россию на выставке Venice Design в рамках биеннале, Екатерина Елизарова.
Екатерина Елизарова – член Международных ассоциаций дизайна IAD, ICSID, IFI, ICOGRADA и «Союза дизайнеров России». Выпускница Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Университета архитектуры и дизайна Huddersfield в Великобритании. Проектирует жилые и общественные интерьеры, выпускает коллекции предметов мебели и света для собственного бренда и ведущих мировых фабрик.
В этом году биеннале современного искусства в Венеции проходит в 57-й раз. Каждый сезон выбирают главного куратора события, и в этом году им стала Кристин Масель (она же курирует центр Помпиду). Нужно сказать, что женщина во главе венецианского биеннале – большая редкость, и до Кристин такое случалось всего трижды. С ее легкой руки основной темой события стал гимн творчеству, как живой энергии, особой материи, которая объединяет людей, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и пола. Viva arte viva («Да здравствует живое искусство!») – так звучит главная идея биеннале 2017.
Мы пробыли в Венеции неделю, но увидели далеко не все. К счастью, событие продлится до конца осени, так что мы туда еще вернемся.
Как устроена Венецианская биеннале
На полгода Венеция превращается в мекку современного искусства и дизайна, центр международной культуры. По всему городу, как жемчужины, разбросаны национальные павильоны, экспозиции в исторических Палаццо и галереях, персональные выставки и инсталляции. В этом году только в основной программе заявлены 120 авторов из 57 стран. Для каждого творца участие в биеннале – это признание. Для меня, как единственного дизайнера представляющего Россию на выставке Venice Design, это дебют в новом статусе. Интересного много, я расскажу о том, что мне особенно запомнилось.
Выставка Дэмиена Херста «Сокровища “Невероятного”»
Полномасштабная экспозиция Херста открылась еще в апреле, но огромный фурор произвела с открытием биеннале. В основе выставки лежит легенда о корабле с названием «Невероятный», на котором во II в. перевозили сокровища богатого мецената. Там были и прекрасные мраморные бюсты греческих богинь, и золотые египетские статуэтки, и невозможные артефакты всех утонувших во времени цивилизаций. Корабль потерпел крушение, и все предметы – от крошечной монеты до 15-метровой статуи – оказались погребены под толщей воды, и только теперь были обнаружены и подняты на поверхность. Херст даже снял атмосферное видео, как все эти сокровища поднимали со дна. Многие из них покрыты кораллами и полипами – природа как будто внесла последний штрих в работу художника. Подготовка к выставке у Дэмиена заняла целых десять лет. В итоге почти две сотни экспонатов разместились на общей площади 5000 кв. м. Выставка занимает два здания – Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Оба принадлежат Франсуа Пино, владельцу аукционного дома Christie’s, обладателю самой большой коллекции искусства в мире и давнему поклоннику творчества Херста.
Затраты на производство экспонатов и подготовку выставки составили 50 млн. фунтов стерлингов, а вот выручить за нее собираются 1 млрд. фунтов! И это вполне возможно, учитывая, что уже к официальному открытию биеннале почти 70% коллекции Дэмиена Херста были выкуплены известными коллекционерами и ведущими галеристами. Оно и понятно: художник играет на вечной тяге человека к неизвестному, к открытиям, к поискам сокровищ, и это срабатывает – ты непременно хочешь почувствовать себя участником происходящего.
Корабль Apistos («Невероятный») в античные времена действительно затонул в Индийском океане, точное место крушения не известно
Выставка Venice Design
2017 год стал вторым по счету, когда двери Палаццо Мишель дель Бруса, готического дворца, выходящего на Гранд-канал, пережившего в восемнадцатом веке гибель и возрождение, распахнутся для Венецианской выставки дизайна. При поддержке Европейского Культурного Центра (European Cultural Center) 13 мая по 26 ноября дворец станет домом для лучших образцов предметного дизайна со всего мира. Голландский фонд Global Art Affairs, инициатор уникального события, тщательно отобрал для выставки работы пятидесяти дизайнеров со всего мира, в числе которых молодые амбициозные авторы и такие выдающиеся фигуры индустрии, как Nendo, Филипп Старк, братья Ронан и Эрван Буруллек. Я стала единственным представителем России на выставке, и это для меня большая честь. В экспозиции «Предметы дизайна как предметы искусства» выставлен мой будуарный столик Alien 3.0 Limited Edition. Лимитированная серия была создана в 2014 году по заказу Французского Аукционного Дома Tajan, и первый экземпляр сразу ушел с молотка в частную коллекцию. Ультрасовременный дизайн в исторических интерьерах Венецианского Палаццо приобрел особое вневременное звучание.
Палаццо Мора и палаццо Бембо
Я люблю галерейное искусство, арт объекты, которые станут акцентами в лучших интерьерах, поэтому палаццо Мора и палаццо Бембо с их идейно схожими экспозициями показались мне куда более интересными основных площадок биеннале. Выставленные здесь авторы произвели на меня сильное профессиональное впечатление.
Общая площадь экспозиции – порядка 3000 кв. м, и здесь есть, на что пристально обратить внимание. К примеру, на работы художницы из США Кэрол А. Фуеман. Она всемирно известна своими гиперреалистичными скульптурами. И воплощает она их в самых разных размерах и материалах: в натуральную величину, монументальные и миниатюрные произведения в бронзе, из смолы или мрамора. В Палаццо Мора выставлены ее купальщицы.
Джардини
Сады Джардини исторически считаются одной из основных площадок Биеннале. Здесь представлены павильоны ключевых стран, в том числе и России. Отмечу экспозицию группы Recycle (Георгий Кузнецов и Андрей Блохин).
В остальном же экспозиции в Джардини показались мне спорными. Я уже говорила, мне нравится функциональное искусство, а инсталляции, собранные из подручных средств – земли, камней или тряпок – меня совсем не трогают. Впрочем, интересные проекты попадались и здесь. Павильон Германии получил в этом году «Золотого льва». Художник Анне Имхоф и куратор Сюзанн Пфеффер создали синтетическое произведение искусства, которое включает в себя и архитектуру, и перформанс. В пятичасовом представлении задействованы даже доберманы.
Корея представила проект о течении времени. Перед тремя фигурами из пластика (отец, мать и ребенок у них на руках) – стена с парой сотен развешанных на ней часов. Все часы идут по-разному: какие-то очень медленно, почти стоят, другие – напротив, очень быстро. Автор проекта разработал особую формулу, по которой рассчитал субъективную скорость времени в зависимости от происхождения человека, его занятости, уровня жизни и прочих факторов.
Еще из интересного – павильон Северной Америки. США на биеннале в этом году представляет Марк Брэдфорд, автор абстрактных холстов-коллажей и крупномасштабных инсталляций. Его картины собраны из множества тонких бумажек, выкрашенных определенным образом, а издалека кажется, будто они написаны крупными мазками кисти. Ну, и выглядит это словно бинарный код из «Матрицы».
Мне вообще очень нравится, как американцы работают с визуальной частью. Их павильон больше похож на декорации к очередному блокбастеру, вроде «Чужого»: зритель постоянно испытывает чувство тревоги, кажется, будто сейчас произойдет что-то нехорошее, пугающее.
Арсенале
Арсенале – место полномасштабных инсталляций. Самый эффектный павильон – у Аргентины. Красивая и мощная инсталляция аргентинской художницы Клаудии Фонтес «Лошадиная проблема», кажется, один из самых популярных объектов биеннале. Лошадь, встающая на дыбы перед маленькой женской фигуркой, и правда огромна. За этой завораживающей инсталляцией стоит большая история. Художница обратилась к картине соотечественника Анхеля Делла Вальде, посвященной военной кампании аргентинского правительства по захвату земель Патагонии, населенных индейцами. В инсталляции Клаудии Фонтес грозное животное символизирует капитализм, а его положение по отношению к фигуре женщины — ситуацию доминирования и контроля, характерную для капиталистического общества.
У этой же художницы есть другая работа (на фоне лошади не столь эффектная): на ней мальчик сидит с осколком неба в руках – очень трогательно.
Национальный павильон Андорры
По всему городу разбросаны национальные павильоны стран-участниц биеннале, которые не вошли в основные площадки. Мне понравился павильон Андорры. На черных стенах они выстроили панно из сотен глиняных сосудов, выкрашенных в разные оттенки, от светлого до насыщенного красного и темного-графитового – получается градиент, равномерно разлитый по стенам. Но основная идея в том, что прислонив к сосуду ухо, можно услышать стены: в пространстве между стеной здания и стеной, на которой выстроена инсталляция, проходит особая звуковая дорожка. По задумке авторов, эти сосуды, напоминающие рот, символизируют людей, которые хотят быть услышанными.
Выставка Glasstress
Параллельно с основной программой биеннале в Венеции проходит выставка Glasstress. Основанная в 2009 году при поддержке фонда Berengo, она призвана продемонстрировать безграничные возможности муранского стекла и возродить историческую ценность острова Мурано. К участию в выставке привлекают именитых дизайнеров, архитекторов и художников. Их приглашают на фабрику, где стеклодувы делают объекты по их эскизам. на этот раз в числе 40 участников сплошь звезды: Ян Фабр, Эрвин Вурм, Жауме Пленса, Вик Мунис. Хедлайнер экспозиции – Ай Вэйвэй. По версии журнала The Time, он занимает 24 строчку в списке самых влиятельных людей в мире. Со стеклом он работал впервые. Часть экспозиции разместилась в Палаццо Франкетти, часть – прямо на муранской фабрике. Все предметы очень разные. Есть необычайно реалистичные, есть – провокационные, но все выполнено на высочайшем уровне. Мы успели только в Палаццо Франкетти, и это одна из самых красивых выставочных площадок. Побывать там стоит даже вне экспозиции.
Кстати, я упомянула Яна Фабра. В городе, кроме того, проходит его персональная выставка. Она называется «Скульптуры из стекла и костей», это ретроспектива творчества художника с 1977 года по 2017 год.
Инсталляции
На время биеннале на улицах Венеции можно заметить множество интересных инсталляций. Самая впечатляющая – проект итальянского скульптора Лоренцо Куинна: две гигантские белые руки, которые поднимаются из вод Гранд-канала, чтобы поддержать фасад палаццо XIV века. По замыслу скульптора, это обращение к человечеству, призыв отреагировать на изменения климата, и обратить внимание на угрозу глобального потепления. Гигантские руки олицетворяют надежду поддержать хрупкий мир в стабильном состоянии и необходимость задуматься о катастрофических последствиях таяния ледников для Венеции и всего мира.
design-mate.ru
Венецианская Биеннале 2017
Венеция традиционно с
В субботу 13 мая 2017 г. состоялось торжественное открытие 57-ой Веницианской Биеннале. Она продлится до 26 ноября 2017 г. В выставке современного искусства принимают участие 120 художников из 51 страны мира; 103 из них впервые выставляются на Венецианской Биеннале.
Название выставки – VIVA ARTE VIVA, что означает «Да здравствует живое искусство», фото WEB
В этом году куратор самой престижной в мире выставки современного искусства – француженка Кристин Масель (Christine Macel), художественный критик и главный куратор Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Название выставки – VIVA ARTE VIVA, что означает «Да здравствует живое искусство». «Viva Arte Viva как восклицание, выражение страсти к искусству и художнику», – поясняет куратор Биеннале.
13 мая 2017 г. состоялось торжественное открытие 57-ой Веницианской Биеннале, фото © Giulia Ilina
«Современное искусство, сталкиваясь с конфликтами и потрясениями, происходящими в мире, остаётся наиболее ценным свидетельством человечества. В то время как сама
На Биеннале представлены 86 стран в исторических павильонах Джардини, в Арсенале, а также в центре Венеции. Три страны участвуют в выставке современного искусства в первый раз: Антигуа и Барбуда, Кирибати, Нигерия.
Венецианская Биеннале, foto © Giulia Ilina
Российский Павильон (куратор Семён Михайловский, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи) выбрал название Theatrum Orbis Terrarum, что в переводе с латыни означает Зрелище Круга Земного и является названием первого атласа мира XVI в. В современной интерпретации «круга земного» приняли участие российско-американский художник
Китайский павильон (куратор QiuZhijie) предлагает выставку под названием Continuum – Generation by Generation, где творчество современных художников связано с тысячелетними традициями китайской культуры. На открытии китайского павильона был представлен один из самых древних визуальных перформансов – китайский театр теней. Этому древнему искусству уже более 1700 лет, но несмотря на свой солидный возраст, оно по-прежнему завораживает зрителей.
Китайский павильон, Венецианская Биеннале, foto © Giulia Ilina
В центре английского павильона скульптурная композиция Филлиды Барлоу (Phyllida Barlow) под названием folly, состоящая из массивных конструкций, выполненных из «простого материала» – фанеры, гипса, картона, ткани.
Английский павильон, Венецианская Биеннале, foto © Giulia Ilina
Очень лирично смотрится павильон Грузии – это старый дом, с протекающей крышей, полностью залитый водой. Старые вещи, капли воды, огромные пустые банки и алюминиевые тазы, мокрые кружевные занавески на запотевших окнах, старые фотографии на стенах – ностальгия словно оживает в инсталляции «Живая собака в окружении мертвых львов» Важико Чачхиани
Грузинский павильон, Венецианская Биеннале, foto © Giulia Ilina
Можно долго рассказывать о других павильонах, но лучше приехать в Венецию и всё увидеть самим.
Венецианская Биеннале, foto © Giulia Ilina
Кроме того, в городе одновременно с Биеннале проходят 23 параллельных мероприятия и специальных проекта. Например, экспозиция ‘A World of Fragile Parts
Выставка “A World of Fragile Parts”, foto © Andrea Avezzù, courtesy of La Biennale di Venezia
Гости города также могут посетить выставку бельгийского художника Жана Фабра (один из кураторов выставки – заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков), экспозицию «Человек как птица. Образы путешествий», организованную ГМИИ им. А.С. Пушкина и предлагающую размышления на тему «технологии и культура».
Леонид Тишков, Частная луна, 2003–2017. Световая инсталляция, фотографии видео, © Courtesy of the artist
В палаццо Франкетти представлен прекрасный выставочный проект Glasstress 2017, посвящённый стеклу, которым славится Венеция.
Проект Glasstress 2017, посвящённый стеклу, foto © Giulia Ilina
Заслуживает внимания персональная выставка российского художника Валерия Кошлякова «Мы строим утопию» в Университете Ка’Фоскари при поддержке Музея русского импрессионизма. 14 лет назад художник представлял Россию на Биеннале в Венеции, его прозрачные, лёгкие, иллюзорные работы можно увидеть в самом романтичном городе Италии до 29 июля 2017 г.
Российский художник Валерий Кошляков, foto © Giulia Ilina
Венецианская Биеннале в 2017 г. – гимн «нового гуманизма», где главный герой не подавляет окружающий его мир, а посредством искусства воспевает торжество способностей человека. И в этом году столица «нового гуманизма» – Венеция.
Ильина Юлия, Венеция
Здесь может быть Ваша реклама!
vlv-mag.com
Венецианской биеннале. Фрагменты. – Elegant New York
В субботу, 13 мая 2017 года, стартовал 57я Венецианский биеннале — известнейший международный форум современного искусства. Его нынешняя тема «Viva arte viva!» — «Да здравствует живое искусство!» — раскрывают 120 художников из 51 страны мира.
За несколько последних десятилетий Венецианский биеннале все больше стал напоминать гигантский интерактивный аттракцион эстетических наслаждений. Картины? Скульптуры? Похоже, их время прошло, теперь акцент делается на действии и взаимодействии, причем не только художников и зрителей. Сами проекты зачастую являются социальными, в них вовлекают разные слои населения.
Историческая справка.
В конце 19 века, мэром Венеции был Риккардо Селватико, большой энтузиаст и пропагандист культурной и экономической жизни своего города.
Именно он, придумал проводить во вверенном ему городе регулярную художественную выставку международного масштаба. Рассказывают, что идея впервые была выпущена в свет в знаменитом кафе Флориан на площади Сан-Марко. Именно здесь, ужиная в компании единомышленников, Риккардо Сельватико горячо обсуждал со своими друзьями идею создания выставки работ современных художников. В их спорах родилась идея проведения «Международной выставки современного искусства», которая в наши дни называется Венецианская биеннале.
Когда в 1893 г. Венецианский городской совет рассматривал планы празднования серебряной годовщины свадьбы короля Умберто и Маргериты Савойской, мэр предложил включить в них большую художественную выставку. Принципы ее организации были следующими: участвовать в экспозиции можно было только по приглашению; часть выставочных площадей выделялась для иностранных выставочных проектов и третье, некоторые итальянские художники могли быть представлены на мероприятии без приглашения, если они были выбраны жюри. Идеи, обсуждаемые прогрессивными венецианцами в кафе, удачно воплотились в жизнь: уже 57-я по счету Венецианская биеннале — тому подтверждение.
Первая международная художественная выставка в Венеции состоялась в 1895 году и проходила в садах Джардини, где был построен павильон под названием «Про Арте» (Pro Arte). На ней были представлены работы художников из 16 стран, выставку посетили свыше 200 тысяч человек. Впоследствии выставка стала называться «Венецианская биеннале». Начиная с 1907 года в садах Джардини начали строить национальные павильоны разных государств, принимавших участие в Венецианской биеннале.
Афиша первой «Международной выставки современного искусства» в Венеции, 1895. Фото из открытых источников.
В разное время на биеннале в Венеции были представлены работы Густава Климта, Анри Матисса, Амедео Модильяни (его ретроспектива, устроенная в 1922 году, через два года после смерти художника, спровоцировала дебаты), Джорджио Де Кирико, Сальвадора Дали, Василия Кандинского, Джексона Поллока, Джеффа Кунса, Демиена Херста, Маурицио Кателлана.
Рбота «Око безмолвия» Макса Эрнста была представлена в Венеции в 1954 году.
Работа Эдварда Мунка «Звездная ночь» выставлялась на Венецианской биеннале 1954 года
13 мая 2017 года состоялось торжественное открытие 57-й Венецианской биеннале современного искусства и были вручены традиционные награды биеннале — «Золотые львы» за лучшую экспозицию в национальном павильоне и лучшему художнику биеннале и «Серебряный лев» лучшему молодому художнику.
Членами международного жюри, выбиравшего победителей, в этом году стали итальянский куратор Франческа Альфано Милетти, тайваньский куратор Ами Чэн, журналист и ди-джей, основатель панафриканского издания об искусстве, культуре и политике Chimurenga Нтоне Эджабе из Камеруна и британец Марк Годфри, старший куратор международного искусства в Тейт Модерн. Председателем жюри был избран директор Национального музея «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде Мануэль Борха-Вильель.
«Золотой лев» за лучшую экспозицию присужден национальному павильону Германии, где Анне Имхоф представила живую композицию, «мощную и волнующую, поднимающую неотложные вопросы нашего времени и приводящую зрителя в состояние беспокойства», как сказано в пресс-релизе. Обладателем «Золотого льва» как лучший художник 57-й Венецианской биеннале стал участник основного проекта в Арсенале немец Франц Эрхард Вальтер, награжденный за «работу, объединяющую формы, цвет, текстуры, скульптуру, перформанс и воздействующую на все чувства зрителя. Радикальный и сложный характер его творчества влияет на современность и предлагает способы существования в эпоху перемен».
«Серебряный лев» для самого перспективного молодого художника достался работающему в Каире Хассану Хану, создавшему в Джардини ленд-артистскую «захватывающую композицию, в которой искусно переплетаются политическое и поэтическое». Почетное упоминание получил национальный павильон Бразилии, где Синтия Марсель представила инсталляцию и видео, «выражающие все тревоги современного бразильского общества».
Специальных упоминаний удостоены участники основного проекта американец Чарлз Атлас за два эстетских видео и Петритт Халилай из Республики Косово «за творческие интервенции в архитектуру Арсенале и Центрального павильона, создающие связи между историей Косова и воспоминаниями детства».
Ранее было названо имя обладателя «Золотого льва» за вклад в искусство — награда была вручена американской художнице и перформансистке Кароли Шниман.
Рассказать обо всем представленном на выставке невозможно, поэтому остановимся на экспозициях нескольких стан.
Англия
В этом году, Великобританию представляет скульптор Филлиде Барлоу (Phyllida Barlow), праправнучка по отцовской линии Чарльза Дарвина. Ей 72 года, а известный и титулованный она, когда ей перевалило за 60. В 2011 году она получила Aachen Art Prize с премией в 10 тыс. евро. Выставка гигантских инсталляций Барлоу представляет Британию в Венеции. Их называют «Видениями из воображаемого мира» скульптора, а также — «анти-монументальными» работами из-за того, что для создания своих ассамбляжей Филлида использует не мрамор и гранит, а обыденные вещи и материалы, от бросовых досок до полиэтиленовых пакетов.
Филлида Барлоу
«Процесс разрушения вещей, а потом их возобновление — этот постоянный цикл. Не столько в природе, а скорее через вмешательство человека. Разрушение домов, трагедия войны, крушение и последующая трансформация во что-либо иное. Большая идея нехватки статичности. Изменение вещей посредством неожиданных, ужасающих явлений вроде землетрясений или цунами. Но выглядит это невероятно красиво, хоть и является трагедией. Эстетика деструкции и упадка, но с потенциалом восстановления…» — сказала художница в своем интервью artukraine в преддверие участия в биеннале современного искусства Arsenale 2012 (Киев).
Соединенные Штаты Америки
Национальный павильон США в нынешнем году представляет Марк Брэдфорд, 55-летний художник из Калифорнии. На биеннале Брэдфорд презентует публике проект Tomorrow is Another Day (Завтра — другой день), который расскажет о разорении, насилии, амбициях и вере в способность искусства привлечь человечество не только к дискуссиям, но также и к действиям.
Сам Брэдфорд, известный исследованиями темы расовой дискриминации в США, в ходе работы Венецианской биеннале планирует работать с итальянскими заключенными, чтобы помочь им адаптироваться в обществе. Идея интригует многих, поскольку способы реализации этой социальной инициативы до начала выставки не оглашаются.
Несомненный хит Венеции в нынешнем сезоне, который проходит на фоне и во время биеннале — крупный сольный проект британца Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения «Невероятного». Экспозиция развернута в обоих дворцах фонда Пино — в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Это первый в истории случай, когда оба центра отдали пространства одному художнику. Экспонаты для выставки Хёрст создавал под покровом тайны в течение последнего десятилетия.
Дэмиен Хёрст. Статуя обезглавленного демона высотой в 16,5 метра заполняет атриум Палаццо Грасси
Огромные бронзовые богини-воительницы, мраморные бюсты и черепа циклопов, гробницы, загадочные таблицы, витрины со щитами, драгоценными украшениями и монетами… Среди материалов — малахит, золото, ляпис и нефрит… Фантастическое музейное собрание артефактов несуществующего древнего мира!
Франция
Музыка стала неотъемлемой частью современного арт-искусства — так считает французский художник, скульптор и дизайнер Ксавье Вейан, который представляет свою страну на 57-й Венецианской биеннале. По замыслу Вейана, павильон Франции станет студией звукозаписи, в которой ежедневно будут работать музыканты и звукорежиссеры со всего мира. Им предоставляется полная творческая свобода, и уже интересен результат этой деятельности.
Ксавье Вейан не только придумал Merzbau Musical — проект, который позаимствовал свое название у инсталляции немецкого дадаиста Курта Швиттерса, а еще и изобрел и создал несколько музыкальных инструментов — интрига, не правда ли? Проект после Венеции покажут в Буэнос-Айресе и Лиссабоне.
Украина
Национальный павильон Украины представит известный харьковский фотограф Борис Михайлов и молодые украинские художники. В арт-проект Михайлова «Парламент» вошли работы фотографа, сделанные им с 2014 года по сегодняшний день: в центре внимания Михайлова — политические события и их влияние на современное общество. Фотографом становится человек, который понимает жизнь. Иначе не будешь знать, что снимаешь
Борис Михайлов – уникальный мастер, подлинный классик, обладатель самых авторитетных премий в области фотоискусства и участник выставок в главных музеях мира (так, одна из его первых зарубежных выставок в 1993 году прошла в Нью-Йоркском музее современного искусства MoMA).
Помимо мэтра современного фотоискусства (альбом Бориса Михайлова «Незаконченная диссертация» вошел в десятку лучших фотоальбомов мира) пространства украинского павильона освоит молодежь. Свои работы представят художник Иван Светличный и арт-группа Sviter, арт-группа «Жужжалка» и дизайнер Антон Белинский.
В 2015 году Борис Михайлов был награжден премией Goslarer Kaiserring — одной из важнейших наград в области современного изобразительного искусства в Германии. В жюри премии входят видные музейные деятели, кураторы и искусствоведы, а также ряд лауреатов. Премия не имеет денежного фонда, а сама награда — золотой перстень с аквамарином и изображением германского императора Генриха IV.
Подробности о художнике
Самому Бобу (как с ласковым панибратством называют фотографа друзья и поклонники) участие в очередном чемпионате мира contemporary art, каковым по сути и является биеннале, особой славы не прибавит. В его послужном списке такая строка имеется: в 2007-м Михайлов уже гостил в Венеции, участвуя в украинском проекте «Поэма о внутреннем море», который курировал и нынешний идеолог украинского павильона Питер Дорошенко, в то время директор киевского PinchukArtCentre, а теперь – исполнительный директор техасского музея Dallas Contemporary.
Михайлов сумел все снять правильно и точно. Хлестко и беспристрастно. Он, кажется, до сих пор называет себя «советским художником», задокументировавшим сначала изнанку, или, правильнее сказать, «человеческую подкладку» советского мира, а затем – его коррозию, постепенное разрушение и последующие кошмарные мутации. Для этого нужны были пытливый, ироничный ум и необычайная художественная смелость. И профессионалы, и любители в те далекие годы, когда Михайлов увлекся фотографией, ориентировались если не на журнал «Огонек», то на эстетское «Чешское фото». А Боб, не особенно заботясь о выверенной композиции кадра и прочей формальной красоте, стал снимать повседневность, заурядный общественный быт, не отфильтрованную, не приукрашенную среду человеческого обитания.
И как оказалось, законсервировал в таких своих сериях, как «Сюзи и другие», «Соленое озеро», «Красная серия», «У земли», «Сумерки», малую и большую историю. «История болезни» – так называется самый знаменитый, принесший ему, 60-летнему тогда художнику, в 1998 году мировое признание проект, испытывающий любого зрителя на человечность. Заставляющая краснеть от стыда и отвращения галерея изгоев – харьковских бомжей с уродливыми телами и бессовестными жестами. Потерявших все, кроме надежды. «Я стараюсь захватить в свою камеру все то важное, что вижу, когда попадаю в пограничную позицию между ханжеской нормой и реальностью. Я осознал это как свой персональный долг».
В отличие от коллег, Михайлов никогда не говорит о своих работах как о фотографиях, предпочитая простецкое, жаргонное слово «карточки». Никто из писавших о харьковском фотографе, который с середины 90-х живет в Берлине, но не отказался от украинского гражданства и регулярно наведывается в родной город, кажется, не обратил внимания, что у слов «карточка» и «картотека» один корень. А ведь именно по тысячам снимков Михайлова, которыми, как пошутил один из его старых приятелей по «харьковской школе фотографии» Миша Педан, ныне руководящий стокгольмской фотошколой Kulturama, можно «заполнить всю Венецию, а не один павильон», легко воссоздать типажи так и не канувшего в прошлое времени.
Фотографом становится человек, который понимает жизнь. Иначе не будешь знать, что снимаешь. – Б.Михаилов.
Источник
Россия
Комиссар Русского павильона Семен Михайловский принял решение показать три поколения современных русских художников, три взгляда на эстетику искусства. Итак, участниками выставки стали Гриша Брускин, арт-группа из Краснодара Recycle Group, а также Саша Пирогов. Проект, который представит Россия, будет называться Theatrum Orbis Terrarum, что можно перевести как «Зрелище круга земного» (проект назвали в честь знаменитого атласа XVI века Theatrum Orbis Terrarum, представившего мир по-новому после эпохи больших географических открытий). Также в проекте примет участие композитор Дмитрий Курляндский, известный своими экспериментами модерновой интерпретации классической музыки.
«Наверху анфилада из трех залов будет отдана проекту Гриши Брускина, по темной лестнице посетители будут спускаться к работе группы Recycle, и после этого будет видео от Саши Пироговой.”
«Объект № 1» — так называется совместный проект лондонской галереи русского искусства и дизайна Grad,мадридской компании Factum Arte и лондонского архитектурного бюро Skene Catling de la Peña.
«Объект № 1». Зрителям предложат интерпретацию Мавзолея Ленина,заключенного внутри трехмерной версии «Черного квадрата» Казимира Малевича
Как сообщается в пресс-релизе, «внутрь саркофага будет помещена копия тела Ленина, сделанная с помощью „карты глубины“». Проект посвящен юбилею революции 1917 года. Директор и главный куратор Grad Елена Судакова комментирует будущую экспозицию так: «Мы привозим в Венецию две иконы XX века: „Черный квадрат“ Малевича и Ленина. Мы хотим обратиться к прошлому и одновременно исследовать новые возможности символов в эпоху постправды».
***
В этом году, участникам и гостям Венецианской биеннале представится редкая возможность увидеть две картины мастера эпохи Возрождения Паоло Веронезе (1528 — 1588), которые ранее находились в отдалённой церкви на острове Мурано. Специалисты раскрыли их былое великолепие, устранив следы прежних неудачных реставраций.
Святой Пётр посещает святую Агату в тюрьме
Паоло Веронезе 1566
***
Девушка с розами
Люсьен Фрейд
Источник
elegantnewyork.com
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Ральф Ругофф. Фото: Mark Atkins
Куратор основного проекта 58-й Венецианской биеннале современного искусства Ральф Ругофф объявил тему выставки — «Чтоб вам жить в интересные времена» (May you live in interesting times, аналогично русскому «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»). Изречение в мире широко известно в качестве древнекитайского и приписывается Конфуцию, но на самом деле не существует источников, которые бы подтверждали такое ее происхождение.
«Это придуманное китайское проклятие и, несмотря на то что это плод фантазии, оно оказало реальное влияние на общественную риторику и полемику, — объяснил свой выбор Ругофф. — Во времена, когда распространение фальшивых новостей и “альтернативных фактов” подтачивает политический дискурс и доверие, от которого он зависит, стоит по возможности остановиться и пересмотреть наше понимание происходящего. Искусство может заставить нас задуматься о том, как мы определяем наши культурные границы». Биеннале, по словам Ральфа Ругоффа, будет стремиться подчеркнуть мысль, что значение произведений искусства не встроено исключительно в объекты, а заключено в дискуссиях — сначала между художником и произведениями искусства, а затем между ними и аудиторией и, наконец, между разными сообществами.
Паоло Баратта и Ральф Ругофф. Фото: La Biennale di Venezia
Следующая Венецианская биеннале современного искусства пройдет с 11 мая по 24 ноября 2019 года. Уже известно, что национальный проект в павильоне России (комиссаром которого остается ректор Санкт-Петербургского института им. И.Е.Репина Семен Михайловский) на 58-й биеннале в Венеции будет подготовлен в партнерстве с Государственным Эрмитажем.
www.theartnewspaper.ru
Обзор Венецианской Биеннале 2017 — Main Cream
С 13 мая по 26 ноября проходит одно из самых крупных событий в мире современного искусства – Венецианская Биеннале 2017. Куратором 57-й по счёту выставки стала Кристин Масель, которая работает в Центре Помпиду в Париже и является одной из самых влиятельных женщин в мире искусства по версии портала Artnet.
Тема Биеннале 2017 –“Да здравствует живое искусство” (VIVA ARTE VIVA). Задача Масель как куратора заключалась в том, чтобы показать обществу, что вкладывают художники в свои работы, какие темы их занимают и какие вопросы они ставят перед собой. Что значит быть художником в современном мире? Ответ на этот вопрос пытается дать госпожа куратор.
Основной проект состоит из девяти тематических павильонов, которые плавно перетекают из одного в другой. Они все связаны одной идеей от Павильона Земли до Павильона времени и бесконечности. Масель решила не затрагивать тему политики, которая доминировала на прошлой Биеннале под руководством Окве Энвейзора, куратора из Нигерии. Она пригласила участвовать в VIVA ARTE VIVA 120 художников, большая часть которых выступает на Венецианской Биеннале впервые.
Первые две локации основного проекта находились в Джардини, в отличие от всех остальных павильонов. Это решение показалось слегка нелогичным потому, что большинство зрителей начинали знакомство с экспозицией именно с локации под названием Арсенале.
Лучшими стали немцы, они получили сразу два приза.
Первый приз за “Лучший национальный павильон” присудили Анне Имгоф. Она создала перформанс под названием “Фауст”, который длился на протяжении пяти часов. В павильоне установили стеклянную конструкцию над мраморным полом, по которой ходили зрители. Действо занимало пространство всего немецкого павильона. На входе зрителей встречали злые собаки и безэмоциональные актёры. Участники перформанса задействовали все комнаты помещения, плавно передвигаясь по ним и используя жестикуляцию обозначающую доминирование и насилие. Актёры ползали под стеклянным полом и ходили по нему, толкали друг друга, но при этом оставались полностью безэмоциональными.
Лучшим художником стал минималист Франц Эрхарт Вальтер. Он получил премию Золотого Льва за красочную инсталляцию из грубой ткани “Wallformation”, с которой зритель мог взаимодействовать. Вальтер считает, что именно зритель своим телом “активирует” его арт-обьекты, которые художник относит к жанру скульптуры.
На Биеннале можно выделить еще несколько сильных павильонов таких стран, как Франция, Италия, Румыния, США и Англия.
Ксавье Вейан “Студия Венеция”
Впечатляющая инсталляция французского павильона – музыкальная студия. В помещении были представлено огромное количество музыкальных инструментов — настоящих и сделанных самим автором. В павильоне играли и записывались около 60 музыкантов. Эту экспозицию после окончания Биеннале также покажут в Буэнос-Айресе и Лиссабоне.
Джорджио Андреотта Кало, Роберто Куохи, Аделита Хусни-Бей “Мир магии”
Невероятная инсталляция итальянского павильона, была создана сразу тремя художниками. Вдохновлялись авторы ритуалами и магией, которую использует человек для гармонии с миром в тяжелые моменты жизни. Одним из спонсоров итальянского павильона стал бренд Fendi.
Гета Брэтеску “Явление”
Румынский павильон удивил стильным и грамотным оформлением, эмоциональностью и яркостью работ. Ретроспектива на тему женщины: ее силу и индивидуальность представила румынская художница-феминистка Гета Брэтеску, одна из самых старых художниц на выставке. Ей 91 год.
Марк Брендфорд “Завтра другой день”
В белом кубе американского павильона разместилась огромная инсталляция художника из Лос-Анджелеса. Один из самых масштабных и амбициозных проектов имеет красно-черную поверхность, напоминающую раны. Инсталляция посвящена проблеме насилия и дискриминации в обществе.
Филлида Барлоу “Причуды”
Масштабные работы в английском павильоне поместились практически на всю высоту от потолка до пола. Созданные художником из предметов быта: штукатурки, ткани, дерева, скульптуры интуитивно напоминали театральные декорации. Их размер поражает воображение. Филлида Барлоу — известный скульптор. Сейчас ей 72 года, мировая слава обрушилась на нее всего 12 лет назад.
Украина, как и многие другие страны, была представлена на Венецианской Биеннале со своим проектом. Павильон расположился в районе Канареджо — достаточно далеко от садов Джардини. Идти до него необходимо 40 минут. Обычный жилой дом, рядом табличка “Борис Михайлов. Парламент”.
Об украинском павильоне писали в самых восторженных словах ведущие глянцевые издания (от Vogue Ukraine до журнала Panorama), поэтому очень хотелось увидеть достойный проект.
Нашумевшей капсульной коллекцией Антона Белинского оказалась огромная белая рубашка с его инициалами. Она висела на веревке у входа в павильон и развевалась на ветру. Разве одна рубашка это целая коллекция?
К самому “Парламенту” Михайлова особых претензий нет, помимо оформления: оно хромает. Работы были напечатаны на глянцевой бумаге, из-за бликов было сложно рассмотреть содержание. Глитч-арт работы мэтра украинской фотографии расположились во всех комнатах украинского павильона.
Во втором зале установили две колонки китайского производства, издающие звуки – саунд-арт группы “Свитер”.
Третий зал был практически пустым. В нем гости увидели одинокий стол с каталогами, которые невольно как бы навязывались зрителю.
Украинский павильон вызвал чувство разочарования. Беспомощность кураторов в работе с молодыми художниками, просчеты в оформлении, отсутствие заявленных на официальном сайте павильона авторов в экспозиции, ну и, что немаловажно, неудобное расположение – вот далеко не полный список факторов, из которых это самое разочарование обосновано. Хочется верить, что работа над ошибками будет иметь место, и в 2019-м году Украина выдаст проект высокого международного уровня.
maincream.com